Фото: Getty Image
Европейский Союз рассматривает возможность предоставления странам большего пространства для маневра в вопросах увеличения расходов на оборону. Этот шаг позволит правительствам с напряженными бюджетами проявить гибкость в рамках правил ЕС по долгу и дефициту.
Согласно планам, правительства стран ЕС смогут увеличивать военные расходы, не нарушая бюджетных норм блока. Расходы на военный персонал и техническое обслуживание оборудования, которые в настоящее время учитываются при расчете дефицита бюджета и строго контролируются Европейской комиссией, могут быть включены в категорию основных расходов на оборону. Об этом POLITICO cообщили четыре чиновника, трое из национальных правительств и один из ЕС.
В условиях продолжающейся войны в Украине и требований президента США Дональда Трампа увеличить расходы на оборону до 5% от валового внутреннего продукта, Европа ищет способы финансирования своих оборонных нужд.
Правила ЕС требуют, чтобы дефицит национального бюджета не превышал 3% от размера экономики, а государственный долг — 60%. Однако странам может быть предоставлено больше времени для достижения этих показателей, если они инвестируют в оборону. Дополнительные расходы на оборону могут помочь избежать карательных мер, связанных с процедурой определения чрезмерного дефицита.
Предложение о расширении определения расходов на оборону, которое все еще находится на стадии обсуждения, может стать значительным подспорьем для стран с высокими бюджетными дефицитами, таких как Италия и Франция, а также для Польши, которая находится под наблюдением Комиссии.
План включает в себя учет всех увеличивающихся инвестиций, таких как рабочая сила и техническое обслуживание нового оборудования, а не только закупки. Это предложение стало частью "чрезвычайных мер" по повышению военного потенциала блока, о которых заявила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на встрече с лидерами ЕС.
Первой мерой стало введение положения о чрезвычайной ситуации, позволяющего странам отклоняться от ранее согласованных бюджетных путей. Однако консервативные государства, такие как Германия, выразили противодействие этому варианту на недавней встрече глав казначейств ЕС.