Долгое время в советских книгах по истории указывалось, что подвиг совершили Михаил Егоров и Мелитон Кантария, а о героизме Рахимжана Кошкарбаева умалчивалось.
Однако память о подвиге сохранилась, большую роль в этом сыграли герой обороны Москвы панфиловец Бауыржан Момышулы, представители казахстанской интеллигенции, среди которых Какимжан Казыбаев, писатели Габит Мусрепов, Габиден Мустафин, Абдильда Тажибаев.
Рахимжан Кошкарбаев родился в октябре 1924 года в Тайтобе, тогда Акмолинской губернии. Ему было четыре года, когда он потерял мать, а в 13 лет он остался круглым сиротой - отец был репрессирован, и мальчик сразу же попал в детский дом. Преодолевая все сложности жизни, он смог не потерять человечность и воспитать в себе железную дисциплину. По окончании 7 классов школы поступил в фабрично-заводское училище. Когда началась Великая Отечественная война ему было всего лишь 16 лет, но несмотря на юный возраст Рахимжан всеми силами хотел попасть в Красную армию.
За два месяца до своего совершеннолетия, в августе 1942 года, он был направлен в стрелковый полк в городе Кокчетав. Потом его направили в Тамбовское общекомандное пехотное училище, эвакуированное во Фрунзе (ныне Бишкек). Лишь в октябре 1944-го года младший лейтенант Кошкарбаев, с отличием окончив училище, отправился на передовую.
Уже в первых боях подтвердилась храбрость и бесстрашие казахстанского солдата. В апреле 1945-го года, прорвав оборону противника с плацдарма на западном берегу реки Одер в районе Гроенойндорфа, Кошкарбаев во главе штурмового взвода вышел к каналу Фридландерштром. Используя исключительно выгодный рубеж для обороны, противник пытался приостановить продвижение советских частей. Взводу Кошкарбаева было приказано на подручных средствах преодолеть водную преграду, захватить плацдарм на западном берегу канала и способствовать переправе основных сил полка. Прикрываясь огнем орудий прямой наводки взвод под командованием Кошкарбаева достиг противоположного берега канала и стремительным броском ворвался в немецкую траншею. «В траншейном бою доходившим до рукопашной схватки взвод истребил более 40 немецких солдат, захватил 3 крупнокалиберных пулемета и из трофейного оружия открыл интенсивный огонь по огневым точкам врага. Воспользовавшись успехом взвода тов. Кошкарбаев было переправлено еще несколько штурмовых групп. В бою 29.04.1945 года взвод в числе первых форсировал реку Шпрее ломая ожесточенное сопротивление врага. За дни боев, проведенных от Одера до рейхстага, взвод истребил более 200 немецких солдат и офицеров и 184 захватил в плен, с боем захватил 14 полевых орудий вместе с прислугой, 27 крупнокалиберных пулеметов и многого другого вооружения», - говорилось в наградном листе на имя героя.
Но главный подвиг нашего соотечественника был совершен при штурме Рейхстага 30 апреля 1945 года - Рахимжан Кошкарбаев и его сослуживец Григорий Булатов были первыми, кто смог водрузить флаг Победы над поверженным Рейхстагом.
Сам герой вспоминал об этом событии так:
«Комбат Давыдов подвел меня к окну. «Видишь, — говорит, — Рейхстаг? Подбери нужных людей, будешь водружать флаг». И передал мне тёмный, довольно тяжелый сверток — флаг, завернутый в чёрную бумагу. С группой разведчиков я выскочил из окна. Вскоре нам пришлось всем залечь. Начался сильный огонь. Возле меня остался один боец. Это был Григорий Булатов. Он все спрашивал: «Что мы будем делать, товарищ лейтенант?» Мы лежали с ним возле рва, заполненного водой. «Давай поставим свои фамилии на флаге», — предложил я ему. И мы химическим карандашом, который у меня оказался в кармане, тут же под мостиком лежа, написали: «674 полк, 1 б-н». И вывели свои имена: «Л-т Кошкарбаев, кр-ц Булатов».
Мы тут пролежали до темноты. Потом началась артподготовка, и с первыми же выстрелами её мы подбежали к рейхстагу. Я поднял Булатова, придерживая его за ноги, и тут на высоте второго этажа установили флаг».
За совершенный подвиг командование полка представило лейтенанта Кошкарбаева и красноармейца Булатова к званию Героя Советского Союза, был подготовлен и подписан наградной лист, но награжден он был только орденом Красного Знамени. А звание героев получили те самые Егоров и Кантария, которые тоже водрузили свое знамя над рейхстагом, но были они далеко не первыми.
Восхищались героическим подвигом двух отважных известный писатель Борис Горбатов, в то время военный корреспондент, и известный кинооператор Роман Кармен. «В самом деле, пора уже перестать сравнивать воинов нашей армии с орлами и беркутами. Какой беркут может сравниться с казахом Кошкарбаевым, который на моих глазах вместе с другими товарищами водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Чтобы показать такого героя, нужен совсем иной поэтический строй, иные образы, иная поэзия», - писал Горбатов в статье, помещенной в «Литературной газете» от 18 декабря 1948 года.
После окончания войны Рахимжан Кошкарбаев служил в советской группе войск на Эльбе. В период с 1947 по 1967 года работал в Акмолинском облисполкоме, где занимал должность инструктора. С течением времени получил должность главного инспектора в главном управлении отдела переселения при Совете министров КазССР. Также работал управляющим гостиницы «Алма-Ата».
Рахимжан Кошкарбаев так и не получил звание Героя Советского Союза, но он был по-настоящему почитаем среди своих боевых товарищей, а самое главное, в народе. Кошкарбаева трижды избирали в Совет народных депутатов города Алма-Ата. Им были написаны две книги под названием «Знамя Победы» и «Штурм».
Вся эта несправедливость по отношению к Кошкарбаеву не сбила его с пути в дальнейшей жизни, в отличие от его друга Григория Булатова. Любопытно было то, что Кошкарбаев регулярно обращался с ходатайством о присвоении звания Героя Советского Союза не для самого себя, а для своего товарища Булатова, но все это было впустую.
Кошкарбаев никогда не хвастался своим отважным поступком. Скромный и порядочный, отзываются о герое близкие и родные. О войне он не любил много говорить.
«Отец никаких эмоций не выказывал, иногда мне даже казалось, что ему было все равно — признали его подвиг или не признали. Он никогда себя не выпячивал. Он жил здесь и сейчас. Был хорошим отцом, хорошим мужем, хорошим другом… Он очень любил жизнь. У него было много друзей, в доме никогда не закрывались двери — каждый день мы встречали гостей», - рассказывала дочь героя Алия Рахимжановна.
Рахимжан Кошкарбаев скончался 10 августа 1988 году в Алмате. После обретения Казахстаном независимости, Указом Президента республики Нурсултана Назарбаева, был посмертно удостоен высокого звания «Халық Каhарманы».
Подполковник Гани НУСИПОВ