Водружая знамя Победы

admin

Герою Великой Отечественной войны, «Халық қаһарманы» Рахимжану Кошкарбаеву в октябре этого года исполнится 100 лет. О необходимости помнить и не забывать имена наших героических соотечественников не раз говорил Верховный Главнокомандующий Касым-Жомарт Токаев. По его словам, это станет полезным с точки зрения укрепления общенациональной идентичности.

 

Рахимжан Кошкарбаев родился осенью 1924 года в селе Тайтобе. Это живописное место на берегу реки Нура, недалеко от озера Каракога, рядом с нынешней Астаной. Тяжелые испытания, выпавшие на долю народа, не обошли стороной и нашего героя. В три года он лишился матери, а в тринадцать лет стал круглым сиротой и попал в детский дом. После окончания седьмого класса он поступил в фабрично-заводское училище.

На начало войны Рахимжану Кошкарбаеву исполнилось 16 лет. Но, несмотря на свой юный возраст, он рвался на фронт. Через год ему удалось поступить на подготовительные курсы в Кокчетаве. Летом 1943 года он перевелся в пехотное училище во Фрунзе (Бишкек), которое окончил с отличием осенью 1944 года. После этого он был отправлен на передовую. К тому времени фронт был уже в Польше. Рахимжан Кошкарбаев сразу же заслужил уважение однополчан. Начальство тоже увидело в нем умелого и бесстрашного командира, пусть и без большого боевого опыта. В одном из первых своих боев он спас комбата из-под шквального огня. На подступах к Берлину перед его лицом просвистела пуля и поранила веко. После этого он получил прозвище от начальства – «непробиваемый».

Вот что значится в наградном листе боевого офицера: «В бою 16 апреля 1945 года при расширении занятого плацдарма на левом берегу реки Одер в районе Гросс-Нойендорф товарищ Кошкарбаев действовал в составе штурмового батальона. Несмотря на отчаянное сопротивление противника, он во главе взвода первым ворвался в траншею врага. Бой носил исключительно упорный характер, битва в траншее доходила до рукопашной. У товарища Кошкарбаева осколком гранаты был разбит автомат, он с гранатой бросился к пулеметной точке, перебил расчет, захватил пулемет и открыл огонь из трофейного оружия. Благодаря исключительно мужественным и смелым действиям Кошкарбаев выполнил поставленную перед ним задачу.

В бою 29 апреля 1945 года его взвод в числе первых форсировал реку Шпрее, ломая ожесточенное сопротивление врага. За дни боев, проведенных от Одера до Рейхстага, взвод истребил более 200 немецких солдат и офицеров и 184 взял в плен, с боем захватил 14 полевых орудий вместе с обслугой, 27 крупнокалиберных пулеметов и много другого вооружения. За этот подвиг командир стрелкового взвода 674-го стрелкового полка 150-й стрелковой Идрицкой дивизии Рахимжан Кошкарбаев получил орден Отечественной войны I степени».

В Берлине батальон, в котором воевал Кошкарбаев, подошел близко к Рейхстагу и занял так называемый «Дом Гиммлера» – позицию, от которой цитадель фашизма отделяла Королевская площадь, насквозь простреливаемая хорошо укрепленными огневыми точками отчаянно сопротивлявшихся фашистов.

По воспоминаниям фронтовика, его вызвал к себе командир батальона и сказал, что есть приказ – водрузить Знамя Победы над Рейхстагом. Затем добавил: можно отказаться. Лейтенант понимал, что в той ситуации право выбирать для него сравнимо с правом на жизнь, ведь шансов уцелеть в кромешном аду, в который предстояло отправиться, было очень немного. Но, несмотря на это, офицер решил выполнить задание, и ему передали свернутое красное полотнище.

Во главе группы разведчиков он начал прорыв к Рейхстагу. Пройти, проползти, пробежать, проскочить предстояло метров 350, но это были беспрестанно поливаемые свинцом смертельные метры. Вскоре в штурмовой группе остались только лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов.

Смерть грохотала над их головами, и прижатые к земле огнем противника два бойца приняли решение написать в уголке красного полотнища свои имена. Чтобы запомнили...

Для преодоления 350 метров до Рейхстага им понадобилось семь с половиной часов! Последний бросок был сделан тогда, когда начался артиллерийский обстрел цитадели. Эта огневая поддержка помогла бойцам, и 30 апреля в 14 часов 25 минут они установили первое знамя Победы на колонне Рейхстага.

О подвиге двух разведчиков сообщило не только Всесоюзное радио, но и написали фронтовые полковые газеты. За бесстрашие и героизм, проявленные в ходе выполнения боевой операции по водружению знамени, оба бойца были представлены к званию Героев Советского Союза. Однако знаки высших воинских наград – золотые звезды – на их гимнастерках так и не засияли. Вместо них двое отважных были удостоены орденов Боевого Красного знамени.

Восхищаясь героизмом двух отважных бойцов, известный писатель Борис Горбатов, в то время военный корреспондент, написал в своей статье, размещенной в «Литературной газете» 18 декабря 1948 года, следующее: «В самом деле, пора уже перестать сравнивать воинов нашей армии с орлами и беркутами. Какой беркут может сравниться с казахом Кошкарбаевым, который на моих глазах вместе с другими товарищами водрузил Знамя Победы над Рейхстагом? Чтобы показать такого героя, нужен совсем иной поэтический строй, иные образы, иная поэзия».

После Победы Рахимжан Кошкарбаев еще два года служил в группе советских войск на Западе, затем, демобилизовавшись, успешно работал на разных должностях, в том числе руководящих. Достаточно сказать, что более двадцати лет он занимал пост директора гостиницы «Алма-Ата».

В мирной жизни Рахимжан Кошкарбаев успел написать две книги о войне: «Знамя Победы» и документальную повесть «Штурм: День 1410-й». В 1999 году был посмертно удостоен высшей награды Казахстана – звания Халық Қаһарманы («Народный Герой») с вручением знака особого отличия Золотой звезды и ордена «Отан».

Фронтовик трижды избирался депутатом Совета народных депутатов Советского района города Алма-Аты. Он был членом Общества советско-германской дружбы, а также президиума Казахского отделения Комитета ветеранов войны. Удостоен званий почетного гражданина трех городов – Целинограда, Балхаша и Аркалыка.

В связи с 30-летием Победы над фашизмом награжден Грамотой Верховного Совета Казахской ССР. Скончался 10 августа 1988 года, похоронен на Кенсайском кладбище в Алматы.

 

Фархат КИНЖИТАЕВ

 

Врезки:

 

Лейтенант понимал, что в той ситуации право выбирать для него сравнимо с правом на жизнь, ведь шансов уцелеть в кромешном аду, в который предстояло отправиться, было очень немного. Но, несмотря на это, офицер решил выполнить задание, и ему передали свернутое красное полотнище.

 

 

Для преодоления 350 метров до Рейхстага им понадобилось семь с половиной часов!

Последние новости

  • В центре внимания

Спецпосланник Трампа посетит Киев в январе

18/12/2024 - 08:10