Эксперты рассказали о беспилотных войнах будущего

В 2003 году, в первый год войны в Ираке, у Америки было всего 163 дрона — они составляли около 1% от всего парка самолетов.

admin

Использование БПЛА полностью изменило представления человечества о войне и боевых действиях, пишет The Economist со ссылкой на научную работу, посвященную конфликтам будущих лет. Между крупными державами развернулась настоящая гонка в области беспилотных технологий — однако победа в ней потребует очень больших затрат, передает sarbaz.kz

Двадцать лет назад беспилотные летательные аппараты были большой редкостью. В 2003 году, в первый год войны в Ираке, у Америки было всего 163 дрона — они составляли около 1% от всего парка самолетов. Теперь же они стали доминирующей силой на поле боя и распространились по всему миру. Россия и Украина используют беспилотники для обнаружения целей или их непосредственного уничтожения. По словам Джахара Матисека, профессора Военно-морского колледжа США, многие из них — это небольшие и дешевые летательные аппараты, которые можно производить в больших количествах. Так, средний украинский батальон использует 3 000 штук в месяц. Однако в статье, которая готовится к публикации Центром Новой американской безопасности (Centre for a New American Security, CNAS), аналитическим центром в Вашингтоне, округ Колумбия, показано, почему война беспилотников над Тайванем, скорее всего, будет выглядеть совсем иначе, чем та, что разыгралась ы Украине.

Десятилетие назад основными беспилотниками были большие беспилотные летательные аппараты, такие как американские Predator и Reaper, которые играли важную роль в контртеррористических операциях Америки по всему миру. В последние годы все большее значение приобретают беспилотные летательные аппараты, которые иногда называют дронами-камикадзе. Тайвань может задействовать дроны-камикадзе — например, гоночные дроны с видом от первого лица (FPV), используемые в Украине — для уничтожения китайского десанта непосредственно у берегов. Америка также может заполонить воздушное пространство тысячами более крупных беспилотников-камикадзе, чтобы уничтожить любой корабль в поле зрения, — утверждают авторы исследования Стейси Петтиджон, Ханна Деннис и Молли Кэмпбелл. Обе стороны также будут использовать беспилотники для разведки и наблюдения.

Проблема заключается в дальности полета. Большинство маленьких квадрокоптеров, используемых в Украине, могут пролететь всего несколько километров. Даже беспилотники самолетного типа Bayraktar TB2, несущие ракеты, могут преодолеть лишь около 300 км. Ближайшая к Тайваню американская база на японском острове Окинава находится более чем в 800 километрах от Тайваньского пролива.

Как отмечают авторы, Америка могла бы использовать более крупные базовые самолеты для доставки флотилий беспилотников ближе к целям, но парк транспортных самолетов и бомбардировщиков страны уже и так очень востребован и перегружен. Альтернативой может стать заблаговременное размещение беспилотников в Тайване. Однако Пентагон беспокоится из-за вероятно враждебной реакции Китая на подобный шаг. Таким образом, исследователи CNAS рекомендует Америке разрабатывать не только широкую линейку дронов, но и, отдавать преимущество гораздо более крупному классу беспилотных самолетов, чем те модели, которые широко распространены в Украине и в других зонах недавних боевых действий.

Это приведет к росту затрат. В недавнем исследовании лондонского аналитического центра Royal United Services Institute (RUSI) отмечается, что для беспилотников с большей дальностью полета требуются более мощные аккумуляторы или более мощные двигатели. Это в свою очередь непропорционально увеличивает вес и размер летательного аппарата. Такие габариты необходимы для увеличения мощности двигателей, что дает дополнительные минуты полета. Наиболее распространенные типы беспилотников, используемые Украиной, относительно дешевы, поскольку в них вставлены аккумуляторы. Однако аккумуляторы дают гораздо меньше энергии на килограмм своего веса, чем бензин. Эта проблема чувствуется все сильнее с увеличением дальности полета. Ведь разряженные аккумуляторные батареи весят столько же, сколько и заряженные. Двигатели внутреннего сгорания и реактивные турбины дороже, но и эффективнее.

Однако за низкую стоимость приходится платить. Такие БПЛА проще сбить, чем быструю крылатую ракету, и они могут поражать только неподвижные цели. Авторы утверждают, что для американского аналога потребуются, как минимум, более совершенные сенсоры и головки самонаведения, способные работать по движущимся объектам — например кораблям. Это приведет к увеличению стоимости — вероятно, значительному. Однако все еще остается возможность создавать оружие, которое будет дешевле. Его можно будет закупать в больших количествах, чем высокотехнологичные крылатые ракеты стоимостью 3 миллиона долларов за штуку, такие как противокорабельные ракеты большой дальности.

Таким образом, у Китая есть ряд преимуществ в этой схватке. Близость к Тайваню позволяет ему находиться на более выгодном участке кривой дальность-стоимость, чем Пентагону. Китай способен создавать большее количество дешевых систем, которым не придется летать так далеко, как их американским аналогам. Кроме того, Тайвань доминирует на рынке коммерческих беспилотников, что может помочь в производстве небольших тактических квадрокоптеров в военное время. 

Последние новости

  • В центре внимания

Начались тактико-специальные учения Hanjar-2024

14/11/2024 - 12:00