Дроны модифицируются системами для “совместных многодоменных операций”.
8 ноября американский беспилотник MQ-9 Reaper был сбит средствами ПВО йеменских повстанцев-хуситов. Хуситы утверждали, что он находился в воздушном пространстве Йемена, в то время как официальный представитель США настаивал на том, что беспилотник был сбит над международными водами, передает Sarbaz.kz.
Между тем, хуситы запускали беспилотники и ракеты в направлении юга Израиля по меньшей мере четыре раза с момента нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября. Российская ракета класса "земля-воздух" С-22 едва не сбила американский беспилотник MQ-9 Reaper над Сирией 27 ноября 2022 года, как заявило Центральное командование США.
В марте 2023 года российский Су-27 сбил разведывательный беспилотник MQ-9 Reaper над Черным морем, облив его реактивным топливом. Винт беспилотника был настолько сильно поврежден, что американские военные решили сбросить его в воду.
Ранее, 6 июня 2019 года, хуситы сбили американский MQ-9 Reaper над Йеменом с помощью ракеты класса "земля-воздух" SA-6, которая была запущена при содействии Ирана. 21 августа 2019 года еще один невооруженный MQ-9 был сбит хуситами над Дамаром (Йемен) с помощью ракеты йеменского производства Fater-1, усовершенствованной SA-6.
23 ноября 2019 года MQ-9 был сбит системой "Панцирь", эксплуатируемой Ливийской национальной армией или группой Вагнера над Триполи (Ливия).
Жизнеспособность крупных беспилотников в сложных условияхGeneral Atomics MQ-1 и более поздний вариант MQ-9 Reaper – это беспилотные летательные аппараты, которые появились после окончания Холодной войны, когда США не ожидали сложной обстановки.
Они были спроектированы таким образом, чтобы максимально увеличить их способность к маневрированию, неся ограниченную полезную нагрузку. Они не предназначались для маневров уклонения. Большие беспилотники изначально широко использовались для разведки, наблюдения и рекогносцировки.
Инцидент 8 ноября вновь вызвал публичные дебаты о жизнеспособности крупных беспилотников, учитывая их дороговизну. Например, 31 беспилотник MQ-9, предлагаемый Индии, обойдется чуть более чем в 3 миллиарда долларов США. Они почти такие же дорогостоящие, как истребители класса F-16.
При этом, конфликт в Украине также показал, что значительных оперативных эффектов в зоне боевых действий можно достичь, используя вместо них низкотехнологичные, более дешевые дроны-камикадзе. Эти эффекты усилятся при использовании роя беспилотников.
До сих пор США не вносили никаких изменений в конструкцию MQ-9, несмотря на то, что среда, в которой беспилотник эксплуатируется, становится все более сложной. Повышение способности к самообороне и маневренности при высоких перегрузках означало бы изменения в конструкции планера и компромиссы в отношении долговечности.
Американские военные говорят законодателям, что в своем нынешнем состоянии MQ-9 будет подвергаться высокому риску при любом оперативном развертывании против России, Китая или даже Ирана.
Модернизация парка из почти 280 самолетов MQ-9, находящихся в настоящее время на вооружении ВВС США, может означать инвестиции в размере около 12 миллиардов долларов США, что является скромным по бюджетным стандартам США.
Концепция MQ-9 Block 5 Ghost Reaper ВВС США предусматривает ребрендинг платформы, чтобы она стала частью усовершенствованной системы управления боем (ABMS) в качестве узла для соединения самолетов четвертого и пятого поколений с современными модулями связи и защищенными каналами передачи данных.
Беспилотные системы, оснащенные искусственным интеллектом, станут очень эффективными участниками совместной работы с пилотируемыми самолетами. Большие беспилотники могли бы также выступать в качестве основного корабля для небольших беспилотников-камикадзе.
Большие беспилотники могли бы поддерживать безопасную воздушную связь на очень больших расстояниях. Дроны модифицируются системами для “совместных многодоменных операций”. Они остаются важным активом для операций в ”серой зоне". Это может означать увеличение выработки электроэнергии на борту. Все будущие дроны будут более незаметными и будут поддерживать взаимодействие человека и беспилотника.