Служба гидрографического обеспечения находится в подчинении военно-морской базы.
Каждый день в море выходят сотни военных и гражданских судов. Для обеспечения их безопасности работают специалисты-гидрографы, которые исследуют море и предоставляют судоводителям необходимые данные морской навигации. Sarbaz.kz подробно расскажет о людях этой профессии, без которых невозможно современное судоходство.
Профессия гидрографа кропотлива и сложна. Их труд, который часто незаслуженно остается на «заднем плане», позволяет современным мореплавателям ориентироваться в бескрайнем морском пространстве.
Такие специалисты узкого профиля есть и в нашей стране. В составе Военно-морских сил Вооруженных сил имеется Служба гидрографического обеспечения (СГО), в которой проходят службу специалисты-гидрографы, обеспечивающие безопасность мореплавания в казахстанском секторе Каспийского моря, в том числе и гражданских судов.
До 2008 года Служба гидрографического обеспечения находилась в составе береговой охраны Пограничной службы КНБ Республики Казахстан, однако в том же году было принято решение о переводе гидрографической службы в состав Военно-морских сил. Этому послужило то, что сфера деятельности СГО несет на своих плечах как экономическое, так и стратегическое бремя, ее значение особенно возвышается в контексте национальной обороны.
“Служба гидрографического обеспечения предназначена для навигационно-гидрографического обеспечения морских путей в казахстанском секторе Каспийского моря в соответствии с современными требованиями Международной морской организации. В своей деятельности Служба выполняет различные функции, в числе которых выполнение гидрографических, геофизических и морских исследований и создание на их основе картографических и описательных материалов, установление запретных и временно опасных для плавания районов, своевременное информирование мореплавателей об изменениях в навигационной обстановке, снабжение кораблей Военно-морских сил морскими картами, руководствами и пособиями для плавания и поддержание их на уровне современности и т.д.”, - отметил начальник Службы гидрографического обеспечения Военно-морских сил ВС РК капитан 2 ранга Данияр Давишев.
Служба гидрографического обеспечения находится в подчинении военно-морской базы. Ее личный состав укомплектован кадровыми офицерами-гидрографами, а также военнослужащими, имеющими международные сертификаты в области гидрографии, которые работают на благо обеспечения безопасности судоходства. В составе службы имеется отдел навигационного обеспечения, одной из задач которой является установка навигационного оборудования и его обслуживание.
Свою основную исследовательскую гидрографическую работу специалисты-гидрографы проводят в море. В период открытой навигации (с марта по ноябрь включительно) они исследуют море и его дно и после чего обрабатывают собранную информацию для дальнейшего составления и корректировки морских карт.
Работу непосредственно в море специалисты выполняют в летний период времени, потому как зимой северная часть Каспия покрывается льдами. В это время они анализируют собранные данные для производства новых карт.
Анализ «поведения моря» позволяет дать верную оценку его состояния и принять своевременные меры по предотвращению различных угроз. Так, специалистами гидрографической службы установлено, что начиная с 2006 года уровень воды в Каспийском море упал на 1,5 м. Данное явление связано со многими факторами, одним из которых эксперты называют человеческое влияние на окружающую среду. Кроме того, на обмеление Каспия свое воздействие оказывает падения уровня воды в его притоках, к примеру, Волги.
Для выполнения исследовательских работ в распоряжении Службы гидрографического обеспечения имеются гидрографические суда «Жайык» и «Табиғат», а также быстроходная лодка «БЛ-680». Все три плавсредства оснащены эхолотами. Помимо всего прочего, судно «Жайык» выполняет установку и снятие плавучих средств навигационного оборудования (буи, вехи), которые предостерегают судоводителей от навигационных опасностей.
Важнейшей задачей специалистов Службы гидрографического обеспечения является составление и корректировка морских карт. Информация, собранная гидрографами, анализируется в единой базе. В случае резких изменений обстановки информация передается извещением всем мореплавателям. В них, к примеру, может быть указана информация об изменениях глубины, что характерно для северной части Каспия или обозначены запретные для судоходства районы (районы учений).
В ведении Службы гидрографического обеспечения находятся пять маяков («Верхний Тюб-Караган», «Нижний Тюб-Караган», «Кызыл-Узень», «Меловой», «Песчаный»), расположенных вдоль береговой линии казахстанского сектора Каспийского моря. Маячные службы обеспечивают их бесперебойную работу и правильную эксплуатацию оборудования. По словам Данияра Давишева, маяки оснащены современным автоматизированным светотехническим оборудованием, соответствующим требованиям Международной ассоциации маячных служб (MAMC). Подобное автоматизированное оборудование обеспечивает нужную дальность, цвет и характер огня. Автоматизированный процесс зажигает фонари на маяках в нужное время с наступлением темноты и выключает их с наступлением рассвета.
Однако, несмотря на автоматизацию маяков, за их состоянием и функционированием следят специалисты Службы гидрографического обеспечения. Каждую неделю военнослужащие сменяют друг друга, обеспечивая непрерывную работу маяков. В частности, в случае внештатных ситуаций, к примеру отключения электроэнергии, они своевременно принимают необходимые меры для бесперебойной работы маяков.
“Несмотря на то, что морская навигация сделала огромный скачок вперед, маякам по-прежнему отводится в ней свое значимое место. Надеяться на бесперебойную работу спутников и GPS-навигаторов не стоит, ведь электроника может подвести. Поэтому, в случае их отключения, штурман может определить свое местоположение по цвету и характеру маяка”, - отмечает Данияр Давишев.
Море – своенравная стихия, требующая всестороннего изучения. В этой связи специалисты гидрографической службы ведут тесное сотрудничество с другими странами Каспийского побережья. К примеру, для обеспечения безопасности судоходства Служба гидрографического обеспечения сотрудничает со специалистами из России и Азербайджана.