Парашюты: история, формирование воздушной пехоты, технологии

Дословно слово «парашют» переводится как «против падения», от греческого para – «против» и французского chute – «падение».

admin

Парашют сегодня крепко ассоциируется со службой десантников, являясь их неизменным атрибутом. И, кажется, так было всегда. В этом материале Sarbaz.kz расскажет, как создавались первые парашюты, о десантных войсках и самоуничтожающихся парашютах.

Зарождение идеи

Идея создания устройства для медленного спуска по воздуху принадлежит Леонардо да Винчи. Он считал, что шатер из накрахмаленного полотна шириной и высотой в 12 локтей (примерно 5-6 метров) способен обеспечить безопасный для жизни и здоровья человека спуск с любой высоты. Такой прыжок был совершен спустя век после смерти гениального изобретателя – в 1617 году итальянский инженер Фаусто Веранцио (настоящее имя Фауст Вранчич) спрыгнул с крыши башни и благодаря своему устройству благополучно приземлился.

Фото: vuc.urfu.ru

Дословно слово «парашют» переводится как «против падения» (от греческого para – «против» и французского chute – «падение»). Термин предложил французский физик Луи-Себастьян Ленорман – один из пионеров в области прыжков с парашютом. 26 декабря 1783 года Ленорман спрыгнул с башни обсерватории Монпелье, используя 14-футовый парашют с твердым деревянным каркасом. Назначение парашюта он видел в том, чтобы помочь людям, находящимся в горящем здании, покинуть его целыми.

В 1911 году офицер Русской императорской армии Глеб Котельников разработал и запатентовал ранцевый парашют РК-1. Его испытания успешно прошли 19 июня 1912 г. Новый парашют был компактен и отвечал всем основным требованиям применения в авиации. Купол его изготовлялся из шелка, стропы разделялись на группы, подвесная система состояла из пояса, нагрудного обхвата, двух плечевых ремней и обхватов для ног. Главной особенностью парашюта была его автономность, дающая возможность пользоваться им независимо от самолета.

Рождение воздушного десанта

До конца 1920-х гг. парашюты создавались и совершенствовались для спасения жизни аэронавта или летчика в случае вынужденного покидания летательного аппарата в воздухе. В январе 1930 г. Революционный военный совет СССР утвердил обоснованную программу строительства определенных типов летательных аппаратов (самолетов, аэростатов, дирижаблей), которые должны были полностью учитывать запросы нового зарождающегося рода войск – воздушной пехоты.

2 августа 1930 г. с аэродрома в Воронеже поднялись самолет с первой группой парашютистов и три самолета Р-1, которые несли под крыльями по два контейнера с пулеметами, винтовками, боеприпасами. Вслед за первой была выброшена вторая группа. Десантники, собрав парашюты, направились на сборный пункт, по пути распаковали контейнеры и, разобрав оружие, приступили к выполнению поставленной задачи. Этот день вошел в историю как день рождения Воздушно-десантных войск. С этого времени у парашюта появилось новое назначение – обеспечивать высадку войск в тылу противника, а в составе Вооруженных сил появился новый род войск.

В то время десантники прыгали без стрелкового вооружения, имея при себе лишь личное оружие – нож и пистолет. Автоматы, винтовки, пулеметы сбрасывались в отдельных контейнерах, которые после приземления еще надо было найти. Казалось, что стрелковое оружие помешает свободному открытию парашюта и приземлению без травм. В Великую Отечественную десантники прыгали уже сразу с автоматами, карабинами и ручными пулеметами. Современные десантники навьючены, помимо прочего, еще и контейнерами с боеприпасами и оснащением весом около 40 кг.

Военные годы

В 1939 году в составе парашюта появилось страхующее устройство. Братья Доронины – Николай, Владимир и Анатолий – создали полуавтоматический прибор (ППД-1) с часовым механизмом, раскрывающим парашют через заданное время после отделения парашютиста от самолета. В 1940 г. был разработан парашютный прибор ПАС-1 с анероидным устройством конструкции Л. Савичева. Прибор предназначался для автоматического раскрытия парашюта на любой заданной высоте. В последующем братья Доронины совместно с Л.Савичевым сконструировали парашютный прибор, соединив временной прибор с анероидным и назвав его КАП-3 (комбинированный автомат парашютный). Прибор обеспечивал раскрытие парашюта на заданной высоте или по истечении заданного времени после отделения парашютиста от самолета в любых условиях, если этого по какой-либо причине не сделает сам парашютист.

В апреле 1941 г. были завершены полигонные испытания подвесок и платформ для сбрасывания парашютным способом 45-мм противотанковых орудий, мотоциклов с колясками и т.д. Уровень развития воздушно-десантной подготовки и парашютно-десантных средств обеспечивал выполнение задач командования в ходе Великой Отечественной войны.

В целом обстановка, сложившаяся в ходе войны, потребовала использования Воздушно-десантных войск как для действий в составе воздушных десантов в тылу противника, так и для действий с фронта в составе гвардейских стрелковых соединений, что предъявляло дополнительные требования к воздушно-десантной подготовке.

Все парашюты, выпускаемые до 1946 года, были предназначены для прыжков из самолетов на скорости полета 160–200 км/ч. В связи с появлением новых самолетов, возникла необходимость в разработке парашютов, обеспечивающих нормальное совершение прыжков на скорости до 300 км/ч.

Парашюты нового поколения

Сегодня признанными лидерами в производстве парашютных систем являются США, Россия и Израиль. Рассмотрим несколько моделей, появившихся в небе за последнее десятилетие.

Спецназ США использует модель парашюта RA-1, которая позволяет осуществлять прыжок с высоты около 7,3 тыс. метров и выходить на цель на расстоянии примерно 47 км от места выброски. Парашют в состоянии нести груз весом до 204 кг. Соответственно солдаты могут прыгать в полном боевом снаряжении, включая бронежилеты. RA-1 снабжен сидением, чтобы в полете у солдата не затекали ноги.

Что касается российских моделей, то особого внимания заслуживают «Арбалет-2», «Стайер» и «Штурм».

Первые управляемые купола-крылья появились в парашютно-десантных подразделениях российской армии в составе парашютной управляемой системы специального назначения «Арбалет-2». Он позволяет привести купол в заданную ограниченную площадку приземления. Полетная масса «Арбалета-2» – до 150 кг в диапазоне температур воздуха у земли от -35 до +35 градусов по Цельсию, на скорости полета воздушного судна в момент десантирования до 350 километров в час. Примечательно, что основная и запасная парашютные системы с планирующими идентичными девятисекционными куполами размещаются в одном наспинном ранце и имеют общую подвесную систему.

Еще одной российской парашютной системой спецназначения, используемой в военных целях, является «Стайер». Его подвесная система имеет возможность крепления грузового контейнера спереди, а также возможность крепления на ней вооружения и другого оборудования парашютиста. Со «Стайер» можно совершить прыжок в тандеме. Это позволяет, при необходимости, доставить на место проведения спецоперации конкретного специалиста, не имеющего опыта прыжков: авианаводчика, корректировщика артиллерийского огня или врача.

Безранцевый парашют «Штурм» для спецназа ВДВ. С ним бойцы смогут десантироваться с высоты 70-80 метров. Его особенность следует из описания – «Штурм» не имеет ранца, купол в специальном мешке закреплен в салоне самолета и крепится на десантника облегченной подвесной системой. Главное назначение «Штурма» – сократить время на десантирование бойцов.

Тенденции и перспективы развития ПС

Главными критериями любой парашютной системы остаются: простая конструкция, чтобы вовремя сработать в нужной ситуации, неприхотливость в эксплуатации – система сама заботится о раскрытии купола. Даже десантник без особой подготовки должен с этим справиться – просто шагнуть в небо из самолета и не забыть свести ноги вместе в момент приземления.

Если говорить о материалах, то за годы развития парашютных систем произошла значительная их эволюция. Поначалу использовали натуральные материалы, такие как шелк. Позже, применили синтетические – полиамид (капрон) и полиэфир (лавсан). Каждый из них имеет как недостатки, так и достоинства. Одна из ключевых характеристик парашютной ткани – воздухопроницаемость. Чем меньше купол пропускает воздух, тем меньше может быть его размер и масса. Обычно вес купола составляет порядка 15 кг.

В 2019 году в США были созданы так называемые самоуничтожающиеся парашюты. Материал был создан химиками из Технологического института Джорджии и министерства обороны США. Благодаря данному изобретению парашюты, а также другие устройства смогут исчезать «по команде». В основу материала положены циклические полимеры, у которых очень низкая предельная температура распада. Новый материал можно уничтожить после подачи специального сигнала фотокатализаторам, когда устройство уже использовано.

Автор: Тимур Аубакиров

Последние новости

  • В центре внимания

Начались тактико-специальные учения Hanjar-2024

14/11/2024 - 12:00