Страны НАТО в Европе вынуждены поднимать налоги, брать в долг и сокращать госсектор, чтобы увеличить военные расходы
Чтобы оценить угрозы в сфере безопасности, с которыми сталкивается современный мир, достаточно взглянуть на то, насколько правительства разных стран увеличили расходы на оборону, пишет DW. В 2023 году на эти цели в мире было направлено 2,25 трлн евро, что почти на 7% больше, чем в 2022-м. Это был самый резкий рост в годовом исчислении с 2009 года, зафиксированный во время второго года полномасштабного вторжения России в Украину. В итоге военные расходы в мире в пересчете на душу населения достигли самого высокого уровня со времен окончания холодной войны - 306 долларов на человека, передает Sarbaz.kz.
Поскольку Киев не был готов к столь крупному и затяжному военному конфликту, Запад нарастил военную помощь Украине. Эскалация напряженности в отношениях с Россией, а также на Ближнем Востоке и в Азии, заставила власти западных стран укреплять собственную обороноспособность, чего не наблюдалось со времен Второй мировой войны.
В 2024 году военный бюджет США достиг 886 млрд долларов, увеличившись более чем на 8% за два года. Согласно прогнозам, европейские страны-члены НАТО впервые достигнут установленного альянсом целевого показателя оборонных расходов в размере 2% от ВВП. Это было одной из главных претензий к союзникам в Европе со стороны тогдашнего президента США Дональда Трампа. В этом году их совокупный военный бюджет составил 380 млрд долларов, как заявил в феврале генсек НАТО Йенс Столтенберг.
Польша лидирует по темпам роста военного бюджетаВ то время как Германия все еще отстает в достижении целевого показателя в 2% от ВВП, ей помогает спецфонд в размере 100 млрд евро, созданный по предложению канцлера Олафа Шольца для модернизации бундесвера. Польша, в свою очередь, в 2024 году запланировала потратить на оборону 4,2% ВВП, что является самым высоким показателем в Североатлантическом альянсе. Другие страны на восточном фланге НАТО также значительно превышают или вскоре превысят целевой показатель в 2%, подчеркивая повышенные угрозы безопасности на их границах.
В результате власти этих стран сталкиваются с все более сложным выбором, связанным с финансированием новых обязательств в сфере обороны. Это происходит на фоне ослабления экономики многих западных стран, вызванного продолжающейся глобальной геополитической напряженностью и длительной инфляцией. Многие государства уже испытывают финансовые трудности из-за этих факторов.
Германия сокращает бюджеты многих министерств, но не Минобороны«Краткосрочные обязательства по закупке военной техники для Украины должны быть оплачены за счет дополнительного долга. Именно так исторически финансировались войны», — пояснил в интервью DW Гюнтер Вольф, старший научный сотрудник брюссельского аналитического центра Bruegel. «Но для долгосрочного увеличения расходов на оборону нужно либо повысить налоги, либо сократить другие расходы. Болезненно ли это с политической точки зрения? Конечно! Но если распределить нагрузку между различными государственными ведомствами, она будет менее болезненной».
Германия, столкнувшаяся с перспективой снижения налоговых поступлений из-за ослабления экономического роста, сократила расходы большинства госведомств и урезала международную помощь на цели развития почти на 2 млрд евро в этом году.
«Берлину предстоит пойти на очень серьезные компромиссы. Их необходимо урегулировать политическим путем, чтобы они не подорвали общественную поддержку укрепления безопасности и обороны», — указал в беседе с DW Джеффри Ратке, глава Американо-германского института при Университете Джона Хопкинса в Вашингтоне.
Левые партии в нескольких европейских странах призвали к миру между Россией и Украиной и развернули дебаты о том, не лучше ли потратить дополнительно выделяемые на военные цели средства на здравоохранение или социальные программы.
Ратке также отметил, что закрепленный в конституции страны «долговой тормоз», ограничивающий способность правительства Германии занимать деньги для покрытия бюджетных дыр, означает, что у правящей коалиции канцлера Шольца меньше возможностей для маневра, чем, например, у властей Франции.
Хотя финансовое положение Польши намного лучше, чем у многих стран Западной Европы, представляющий либеральную «Гражданскую платформу» премьер-министр Дональд Туск — его кабинет сменил в октябре прошлого года правительство национал-консервативной партии «Право и справедливость» — из-за гораздо более высоких военных расходов с трудом выполняет предвыборные обещания, включая повышение уровня доходов, не облагаемых подоходным налогом.
Ряд стран ЕС с трудом увеличивают военные расходыНекоторые страны-члены НАТО, особенно те, которые сильнее всего пострадали от европейского долгового кризиса 2011 года, уже столкнулись с мерами жесткой экономии. Эксперты предупреждают, что дальнейшие сокращения могут негативно повлиять на качество государственных услуг. Например, Италия планирует потратить на оборону всего 1,46% ВВП в этом году. Рим также предупредил, что достижение цели НАТО в 2% к 2028 году будет непростой задачей. Ожидается, что в этом году соотношение госдолга к ВВП в Италии достигнет 137,8%.
Государства в аналогичном финансовом положении, такие как Испания, могут ограничить размер любых дополнительных ассигнований на военные расходы, которые могут составить от 0,5% до 1,5% ВВП. В прошлом году Мадрид увеличил свой оборонный бюджет на 26%.
«Европейский долговой кризис заставил корректировать бюджеты на 5-7%, а в случае Греции даже на 10%», — говорит Гюнтер Вольф. «К счастью, нынешние сокращения будут гораздо менее болезненными, чем те, что уже пришлось пережить странам Южной Европы».
У Швеции, Норвегии, Румынии и Нидерландов более низкий уровень госдолга. Тем не менее, нидерландский ультраправый политик Герт Вилдерс, чья «Партия свободы» получила большинство на последних парламентских выборах, планирует значительные расходы на социальное обеспечение, жилищное строительство и сельское хозяйство, чтобы его формируемая новая четырехпартийная правительственная коалиция устояла.
Следующая цель: 3% ВВП на военные нужды?«Помимо бюджетных ограничений и задолженности, различия в восприятии угроз в Европе также накладывают отпечаток на текущие дебаты о распределении ресурсов», — констатирует Джеффри Ратке. «Страны, расположенные дальше от Украины, могут быть менее склонны уделять приоритетное внимание вопросам обороны, чем те, что находятся ближе к ее границам».
Ожидается, что военные бюджеты будут продолжать расти в течение следующего десятилетия. Целевой показатель расходов на оборону в размере 2% был впервые установлен НАТО в 2014 году после начала конфликта в Донбассе между властями Украины и поддерживаемыми Россией сепаратистами, а также аннексии Крыма Москвой.
На прошлогоднем саммите НАТО в Вильнюсе лидеры государств-участников альянса согласились с тем, что военные расходы могут часто превышать 2% ВВП. Германия, которая до сих пор с трудом справлялась с достижением этого уровня, теперь обсуждает возможность установления целевого показателя в 3%. Это будет иметь еще более серьезные последствия для государственных финансов.