Обе стороны стремились к превосходству в боевых условиях
Во время Второй мировой войны танки стали неотъемлемой частью боевых действий, став полигоном для тестирования различных инноваций, сообщает Die Welt. От самоходных бомб до установок для прокладывания путей и гигантских минных тральщиков - танковые разработки того времени продолжают удивлять и в наше время, передает Sarbaz.kz.
Во время военных действий в Анцио, близ Неаполя, американские солдаты из 3-й пехотной дивизии были поражены нечто необычным: они слышали шум мотора, похожий на работу легкого мотоцикла, но источник звука оказался чем-то совершенно иному. Это был мини-танк размером всего лишь 60 см в высоту, 1,60 м в длину и около полуметра в ширину. Он был окрашен в защитный цвет и оснащен двумя рядами гусениц. Эти мини-танки, известные как «Голиаф», стали одним из множества уникальных танков, использованных обеими сторонами во время войны для достижения превосходства на поле боя.
«Голиаф» был управляемым на расстоянии устройством, способным доставлять взрывчатку точно к цели. Идея такого беспилотного транспортного средства зародилась еще до начала войны, и первые прототипы были разработаны французской фирмой Kegresse.
Одновременно немецкий концерн Borgward работал над подобным устройством, создавая тяжелый носитель заряда с названием «Спецмашина 301», способный перевозить взрывчатку весом до 500 кг. Хотя подобные устройства обладали впечатляющей мощью, их эффективность была ограничена их низкой броней. В результате они становились легкой мишенью для вражеского огня. Инженеры компании Borgward усилили броню и двигатель, но применение этих аппаратов все равно оставалось опасным для операторов.
В отличие от этого, «Голиаф» был разработан так, чтобы взрываться вместе со своим зарядом, обеспечивая безопасное удаление угрозы издалека. Благодаря связи по кабелю, оператор мог контролировать его и затем взрывать из безопасного расстояния.
«Голиаф» с мотором фирмы ZuendappПервый вариант «Голиафа», оснащенный двумя электромоторами, оказался не слишком надежным и дорогостоящим, что делало его неэффективным. Тем не менее было произведено более 2500 таких аппаратов, большинство из которых были использованы на Восточном фронте.
В апреле 1943 года была введена в строй бензиновая версия «Голиафа» с 12-сильным мотором компании Zuendapp, которая оказалась значительно более эффективной. Этот модифицированный аппарат имел увеличенную скорость, больший радиус действия (до 10 км) и способность доставлять более крупные взрывчатые заряды. К началу весны 1944 года было произведено более 4600 единиц таких устройств.
Однако у «Голиафа» были свои недостатки. Обнаружение им врагом не составляло большого труда, а его основной уязвимостью был кабель управления. Американские солдаты в Италии научились эффективно выводить его из строя, стреляя в место, где проходил кабель. Это часто приводило к обездвиживанию «Голиафов».
Парусиновые поплавки и винтовой приводБританский генерал танковых войск Перси Хобарт начал разработку специальных танков с парусиновыми поплавками и винтовым приводом. Эти танки, названные «Шерман ДД», были разработаны в результате неудачной операции в Дьеппе в 1942 году, когда современные танки не смогли преодолеть береговые укрепления.
Хобарт также создал «Краба» на базе американских танков Grant и Lee, который имел мотор для движения молотилки и дополнительное бронирование. Этот танк использовался для прокладывания коридоров в минных полях.
На базе британского танка «Черчилль» были созданы специальные модели с огнеметами или минометами, а также «Боббин», который прокладывал пути через болота и пески.
«Игрушки Хобарта» для болотистой местности«Игрушки Хобарта» были специальными моделями, которые монтировались на шасси американских танков Grant и Lee. Эти танки использовались в горных и мостовых операциях.
Перси Хобарт разрабатывал свои игрушки на основе новаторских идей, при этом опираясь на проверенные технические решения. В отличие от немецких инженеров, которые занимались совершенно новыми проектами, Хобарт использовал имеющиеся технические ресурсы.