«Победа на идеологическом фронте»: история военной прессы в годы ВОВ

На территории нашей страны выпускались 229 печатных изданий

С самого начала войны в Казахстане началась активная мобилизация кадров для фронта. Помимо этого, шла борьба с неприятелем на так называемом идеологическом фронте. В нашем новом материале мы расскажем о работе военной прессы в годы ВОВ, которая также приближала день Победы, передает Sarbaz.kz.

Пережив первые дни войны, страна начала мобилизацию всех ресурсов, в том числе идеологических. Важнейшим инструментом идеологического управления стала журналистика. С самого начала войны главной темой на страницах печатных изданий стало укрепление боевого духа Красной Армии и советского народа.

В годы войны в нашей стране выходили 229 печатных изданий. Из них: 4 республиканских, 28 областных и 197 городских и региональных газет. Также на полях боев свою работу под пулями вели около 4.5 тысяч журналистов, из которых около 200 человек из Средней Азии и 72 человека из Казахстана.

Особую роль в этот непростой военный период сыграли издания «Социалистік Қазақстан» и «Казахстанская правда». Их основными задачами стала политическая и идеологическая работа с массами. Они призывали народ к мужеству и стойкости, вселяя веру в неизбежную победу, вдохновляя тыловиков на ударные подвиги на благо фронта. Так, «Казахстанская правда» писала:

«Весь советский народ поднялся на защиту своего Отечества, своей свободы и чести. Тот, кто не ушел на фронт, кует победу в тылу. Работают в тылу также самоотверженно, как бойцы на фронте сражаются с врагами».

Такой патриотический стиль и отличал две эти крупнейшие газеты. К примеру, основными их лозунгами были: «Все для фронта, все для Победы!», «Больше оборонного металла Родине!», «Фронту – уголь Караганды!» и т. п.

Для поднятия боевого духа в газетах ежедневно публиковались материалы о военных успехах бойцов разных национальностей. Большое внимание уделялось нашим землякам-героям. На страницах газет можно было прочитать о бессмертных подвигах Н. Абдирова или М. Габдулина. Кроме того, активно освещались подвиги солдат других национальностей.

Идеологическая роль журналистики в годы Великой Отечественной войны не ограничивалась заметками и отчетами с фронтов. Так, в первые дни войны в газете «Социалистік Қазақстан» был опубликован сборник пословиц, поговорок и стихотворений отечественного писателя Аскара Токмагамбетова, в которых он обличал жестокость фашистских захватчиков.

В годы войны на страницах газет свои произведения публиковали известные казахстанские писатели и поэты, включая Г. Мусрепова и Б. Булкишева. Своими произведениями они вселяли в массы веру в скорую победу.

Важным идеологическим шагом для народа стало письмо фронтовикам-казахам, опубликованное зимой 1943 года в крупнейших республиканских газетах. В этот период советские войска вели тяжелейшие бои за Сталинград. Письмо, которое подписали около 3 миллионов трудящихся страны, призывало бойцов Красной Армии остановить и отбросить врага. Письмо, словно глоток свежего воздуха, было встречено с большим воодушевлением. В воинских подразделениях и частях устраивались коллективные читки. Пообещав выполнить наказ тружеников тыла, бойцы из Казахстана написали ответные письма, которые стали основой для политической работы на страницах газет. Письма фронтовиков широко обсуждались, укрепляя веру в скорый успех Красной Армии.

С 1942 года начали издаваться газеты на казахском языке. Они выходили два раза в неделю из расчета на пять человек. Среди наиболее известных газет были: «За Родину», «Красноармейская правда», «Майдан правдасы». К примеру, газета «Майдан правдасы» выходила с 30 ноября 1942 года. Всего же газета выходила два раза в неделю, и за весь период войны было выпущено более 200 номеров.

Таким образом, военные журналисты выполняли важную миссию по поднятию боевого духа на фронте и в тылу. Кроме того, военная пресса помогала солдатам отвлечься от суровых будней.

Последние новости

  • В центре внимания

Президент принял министра обороны РК

25/11/2024 - 10:30