«Великие женщины степи»: история казахских женщин-воительниц

В истории Казахстана было много женщин, внесших вклад в развитие и становление нашей страны.

Нариман Дюсенов

В преддверии Международного женского дня Sarbaz.kz вспоминает имена женщин великой степи, оставивших свой след в истории казахского народа.

На протяжении всей истории женщины степи были рядом с мужчиной, которые относились к ним с большим почтением. К примеру, в скифско-сакской культуре женщина была для воинов символом домашнего очага, Родины и детей. Женщины этих скифских племен обладали обостренным материнским инстинктом, который позволял им постоять за детей, отомстив любому обидчику.

Одной из величайших представительниц той эпохи является царица масагетов Томирис, победившая великого Царя Кира. Согласно Геродоту, основатель Персидской империи Кир Великий встретил свою смерть в сражении с нею.

Фото: fikiwiki.com

Зарина - еще одна видная «амазонка» сакской эпохи. Дочь сакского царя, жена полководца Мермсра, правительница Роксонаки. Она возглавляла отряд «девушек-амазонок». Согласно сакским традициям, девочка обучалась военному делу с 13 лет. Зарина же стала известной во время нескончаемой войны с персами.

Вообще сакские женщины во многом обходились без мужчин и могли сами за себя постоять. В кочевую эпоху женщины и дети оставались в дали от сражений. Захват священной обители означал для кочевника автоматическое поражение всего племени. Оказавшись в неволе, женщина попадала в трудовую хозяйственную систему победителя. Женщина кочевого племени была основой его сурового быта. Помимо своих повседневных дел, она также участвовала в воспитании детей и выпасе скота.

Царица Боарикс стала правительницей гунского племени савиров, проживавшим в Прикаспийских степях. Властная и воинственная Боарикс стояла во главе гунско-савирского союза. Ей принадлежит заслуга заключения мира с Византией. Когда два вождя других гунских племен вошли в союз с Ираном против Византии, Боарикс захватила обоих в плен. Одного из них убили, а другого — отослали в Константинополь.

Отношение к женщине в ту эпоху определялось ее принадлежностью к той или иной социально-политической организации племени. На высшей ступени стояла катун – законная представительница правящей династии. Именно с этим была связана неоднозначная роль катун в кочевых и оседлых государствах раннего средневековья, отраженная многими письменными источниками. «Катун» – верховный титул тюркских правительниц, пришедший из монгольского языка и зафиксированный китайскими письменными источниками. По свидетельствам некоторых исторических источников термин «катун» соседствует с титулом «каган» — верховный правитель.

Катун была полноправной участницей в решении государственных вопросов, имела свои собственные владения, участвовала в ритуальных церемониях, чеканила свою монету. Ее родственники занимали заметные должности в управлении государством. Несоблюдение прав катунской стороной в выборе наследника престола создавало угрозу государственным институтам кочевников.

Фото: e-history.kz

С появлением на карте Казахского ханства роль женщин значительно усилилась. Женщины степи по-прежнему сохраняли мужество и отвагу в бесконечных земельных спорах. К примеру, супруга Абулхаира Бопай отличалась острым умом, сильным характером и независимостью. Благодаря своему характеру, в 1838 году она со своим отрядом атаковала западные районы Западно-Сибирского губернаторства. Бопай-ханым была известна в степи, участвуя во всех восстаниях, возглавляемых Кенесары. К тому же ханша Бопай имела печать со своим вензелем.

Совместное появление Абулхаира с супругой перед курултаем казахских старейшин значительно укреплял вес выдвигаемых им инициатив. Примечательно, что вслед за пятью сыновьями Бопай подарила супругу дочь Зулейху, когда Абулхаиру было около 60 лет.

Фото: e-history.kz

Жена хана Букеевской Орды Жангира – татарка Фатима была образованной и мудрой женщиной. Ее брак с Жангиром оказал определенное влияние на его развитие и интеллектуальные интересы. Их союз был гармоничен. В нем совпадали и цели, и стремления, и духовные интересы. На коронации императора Николая I, где Фатима сопровождала супруга, все отмечали ее манеры и знание языков. Таким образом, можно сказать, что Фатима была непросто супругой хана, но и его истинной опорой.

Фото: e-history.kz

Айганым Саргалдаккызы – правительница народов, ставшая у власти после смерти своего мужа Уали (старший сын Абылай хана) в 1819 году. Она стала первой из казахских женщин, исполнявших обязанности хана в течение 13 лет. Она лично ставила оттиски печати своего покойного мужа на письма, отправляемые в адрес царской администрации. В них она просила о строительстве жилья, школ, мечетей, бань, дабы приучить народ к оседлому образу жизни. Кроме того, она просила средства на покупку орудий труда для земледелия. Царь Александр I удовлетворил просьбы Айганым, издав специальный Указ «Об оказании помощи». В 1822 году был издан Указ «О сибирских казахах». Данный Указ упразднял ханскую власть, утвердив власть старших султанов. В новых реалиях Айганым была избрана старшим султаном. Когда ее возраст приблизился к 50 годам, она передала власть сыну Шынгысу, отцу Шокана Уалиханова.

Последние новости

  • В центре внимания

США одобрили продажу Египту танков Abrams и ракет Hellfire

Сегодня, 14:09
admin
  • В центре внимания

Спецпосланник Трампа посетит Киев в январе

18/12/2024 - 08:10
  • В центре внимания

В России создадут войска беспилотных систем

17/12/2024 - 20:10
  • В центре внимания

С ДНЕМ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН!

15/12/2024 - 19:00
  • В центре внимания

Россия начала вывод войск из Сирии

14/12/2024 - 17:09