«Идиоты Макнамары»: как США призывали на войну во Вьетнаме умственно-отсталых

Цель — призывать 100 000 человек каждый год из числа тех, кто был негоден к службе по ментальным, физическим или психологическим причинам.

Данияр Ищанов

В 1967 году министр обороны США Роберт Макнамара в рамках программы «Проект 100 000» снизил требования для набора в армию. Целью программы, как говорит название, было призывать 100 000 человек каждый год из числа тех, кто был негоден к службе по ментальным, физическим или психологическим причинам. Все эти люди имели IQ ниже 91 и почти половина из них ниже 71. За все время существования программы с 1967 по 1971 в армию было призвано 354 000 человека. Из них 20 270 были ранены, а 5478 погибло, вспоминает Sarbaz.kz.

Роберт Макнамара и администрация Джонсона подавали «проект 100 000» как расширение программ социального обеспечения, в рамках которых бедные, умственно отсталые мужчины могли бы овладеть жизненно-важными навыками. Министр труда Дэниел Мойнихан сказал: «Ожидания того, что можно сделать в Америке, уменьшаются. Наша главная надежда - использовать Вооруженные силы в качестве средства для бедных».

Именно так идея была продана общественности, но есть гораздо более очевидная причина для агрессивной вербовки солдат с психическими отклонениями. По мере того, как бушевала война, с каждым годом требовалось все больше и больше американцев для участия в боевых действиях во Вьетнаме. 1 октября 1966 года Макнамара официально запустил «Проект 100 000». 

Роберт Макнамара Фото: GettyImages

Недавно зачисленные солдаты сдавали квалификационный тест Вооруженных сил, чтобы определить свои военные способности. Тесты были разделены на пять категорий:

Категория I: Очень высокий IQ (124 и выше) Категория II: IQ выше среднего (108-123) Категория III: Средний (92-107) Категория IV: Ниже среднего (72-91) Категория V: Очень ниже среднего (71 или ниже)

Традиционно только категории I-III считались годными к военной службе. Специальные льготы были разрешены для людей IV категории, а те, кто набрал баллы в диапазоне V категории, были полностью отстранены от призыва на военную службу. 

«Проект 100 000» изменил эти стандарты. Макнамара распорядился, чтобы всем участникам IV категории было разрешено поступить на военную службу. Призывникам V категории технически было запрещено, но 30 301 человек были зачислены через лазейку, известную как «административное принятие». Это было разработано для предотвращения уклонения призывников от военной службы путем намеренного провала теста. Центры призыва могли не учитывать результаты теста, если обнаруживали, что призывник обладает более высоким уровнем развития, чем показали результаты тестирования. Эта практика применялась к потенциальным уклонистам от призыва, но была гораздо более распространена среди людей с настоящими ограниченными возможностями. Потенциальным уклонистам от призыва, которые намеренно провалили тест, будет предоставлена возможность пересдать его. Так они могли избежать административного продавливания в пехотное подразделение на передовой, в которое они почти всегда принимали. 

Многие из этих новобранцев вообще не умели читать или писать. Так как же они сдавали тесты? Они этого не сделали. Рекрутеры сдавали тесты за них. Рекрутер морской пехоты из Кливленда свидетельствовал перед Конгрессом, что подделка результатов тестов была обычной практикой. Их тестировщики были настолько искусны в подделке результатов, что могли пройти тест и получить точный балл, который от них требовали. Рекрутеры так отчаянно стремились соблюсти квоты, что подписывали имена и подделывали документы для новобранцев категории V, которые даже не могли написать свои собственные имена. 

Несмотря на то, что «Проект 100 000» представляли как программу социального обеспечения, которая позволит новобранцам получить навыки только 7,5% получили какую-либо дополнительную профессиональную подготовку. 5,4% не прошли базовую подготовку. 

Базовая подготовка представляла серьезные трудности для многих новобранцев по новым стандартам. Автор Гамильтон Грегори описал свой опыт общения с умственно отсталыми солдатами в исправительном учебном лагере в своей книге «Безумие Макнамары». Он видел солдат, которые с трудом преодолевали полосу препятствий, потому что их сбивали с толку стрелки, которые должны были указывать им правильное направление. 

Бои

В отличие от подделки результатов тестов во время базовой подготовки, результатами в бою нельзя манипулировать. В определенный момент не осталось никого, кому можно было бы передать солдат «нового образца». В результате 5478 солдат с умственными недостатками погибли. Солдаты «Проекта 100 000» участвовали в боях почти в два раза чаще, чем другие солдаты и в три раза чаще гибли. 

Солдаты «Проекта 100 000» представляли опасность не только для самих себя. Наличие солдат, которые не могли понять даже элементарных команд, представляло опасность для всех, кто находился поблизости. Так, известен случай, когда офицер был убит своим собственным подчиненным. Предполагалось, что солдат впустит его на базу после того, как он назовет пароль, но солдат растерялся и застрелил своего командира взвода. Другой новобранец с психическими отклонениями не смог разобраться в мерах безопасности своего M16. Однажды во время патрулирования он по неосторожности разрядил свою винтовку и случайно выстрелил и убил другого солдата. 

Распространенной жалобой среди военнослужащих было то, что солдаты «Проекта 100 000» сдавали свои позиции. Они демонстрировали слабое понимание того, как вести себя в бою. Один ветеран описал свой опыт взаимодействия с ними в бою: «они слишком громко разговаривали и производили слишком много шума при передвижении, не знали, что брать с собой в лес или даже как правильно носить оружие, не могли реагировать на основные боевые команды. Они тратили слишком много патронов и теряли самообладание даже на самых обычных 10-километровых переездах». 

Из 5478 солдат, погибших в бою, более 1500 погибли от срабатывания мин и мин-ловушек. Многие погибли из-за того, что они были слишком медлительны, чтобы понять, что приводит в действие мину-ловушку, но многие другие погибли из-за того, что им поручили опасную работу - ходить перед строем в поисках мин. Как сказал один командир пехотного отделения: «Если кому-то и суждено умереть, то лучше идиоту, чем кому-то из нас».  

После войны

Солдаты «новых стандартов» вернулись домой в еще хуже состоянии, чем когда они поступили на военную службу. Многие были травмированы в бою и страдали от посттравматического стрессового расстройства. На других негативно повлияло жестокое обращение, которому они подвергались со стороны сослуживцев во время службы в армии. 

В исследовании 1991 года сравнивались результаты ветеранов «Проекта 100 000» и обычных людей той же категории. Средний доход ветеранов составил 17 629 долларов в год в сравнении с 23 637 долларами у гражданских. У лиц, не являющихся ветеранами, также был более низкий уровень безработицы, более низкий уровень разводов и более высокий уровень образования в среднем, чем у ветеранов войны. 

Одним из факторов, объясняющих их более шаткое положение, является то, что 180 000 из участников «Проекта 100 000» были уволены из армии по статье. Джед Слудер, у которого был IQ 68, получил увольнение из военно-морского флота. Его психические отклонения сделали его частой мишенью для травли. Из-за этого он часто уходил в самоволку, что привело к его увольнению по статье. Он не смог найти работу после службы из-за этого изъяна в его послужном списке. 

 

Последние новости

  • В центре внимания

Начались тактико-специальные учения Hanjar-2024

14/11/2024 - 12:00