Ночная ведьма. История Хиуаз Доспановой - единственной летчицы-казашки во время ВОВ

Девушка-штурман из Казахстана совершила более 300 боевых полетов.

admin

В годы Великой Отечественной войны в небе против немецких войсках сражалась единственная летчица-казашка Хиуаз Доспанова. О ее удивительной судьбе в материале Sarbaz.kz

Хиуаз Доспанова родилась 15 мая 1922 года в бывшей Гурьевской (сейчас Атырауской) области. В школьные ее семья переехала в соседний Уральск. Там Хиуаз и получила среднее образование.

Отец Каир Доспанов трудился рыбаком, потом стал партийным работником. Он работал в разных областях республики, поэтому семье часто приходилось переезжать — в Актюбинск, Чимкент, Кызыл-Орду, Алматы, Уральск. В семье их было четверо: старшая Хиуаз, братья Белмерген, Марат и сестренка Алма.

Хиуаз мечтала стать летчиком, поэтому еще в 9 классе пришла в аэроклуб. Девочка из рыбацкого поселка, оказавшись в Уральске, куда переехала ее семья, сразу же записалась в аэроклуб. Чтобы овладеть летным мастерством, ей приходилось регулярно посещать занятия, но это никак не повлияло на ее успехи в школе. Девушкой она была прилежной и умной, и за год до войны окончила школу с золотой медалью, одновременно получив звание пилота запаса.

Родители поддержали намерение дочери и помогли с поступлением в аэроклуб, где она училась летать на учебных самолетах По-2. Позже именно на этих самолетах женский полк «Ночных ведьм» совершал боевые полеты.

Летом 1940 года Хиуаз едет в Москву и подает документы, но не в университет, а в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Увы, девушек туда не принимали. Уроженка Казахстана получила вежливый, но твердый отказ. Это был удар по мечте. Казалось, дорога в небо навсегда закрыта.

Но Хиуаз Доспанова решила не возвращаться домой и подала заявление в первый Московский медицинский институт. С аттестатом отличницы ее приняли в институт без экзаменов. А через год началась война. Доспанова училась на втором курсе мединститута и тогда же решила идти на фронт. Но студентов направили на строительство линии московского метрополитена. 

К осени, когда над Москвой нависла угроза захвата, студентов направили рыть оборонительные сооружения. Когда Хиуаз узнала, что формируется женский авиационный полк, да еще под командованием Марины Расковой, она подала заявление и была принята.

В училище, где девушек ускоренно обучали летному мастерству, Хиуаз попала на штурманское отделение. Успех выполнения боевого задания во многом зависел от штурмана и точности его расчетов. Маршрут прокладывался на земле, но в небе могло произойти что угодно, поэтому карту района зубрили наизусть - каждую горку, озеро, шоссейную дорогу и станцию. Также учились ориентироваться по звездам.

В мае 1942-го женский авиаполк перешел под командование старшего лейтенанта Евдокии Бершанской. Тогда и состоялся их первый боевой вылет. Девушки не только управляли самолетами, но выполняли работу механиков и техников. Быстрые и неуловимые экипажи настоящей грозой для противника, их авиаполк назвали «Ночными ведьмами».

Тактика «ночных ведьм» была особенная - они подлетали к своей цели на определенное расстояние, а затем выключали двигатели, дабы снизить издаваемый самолетом шум и плавно снижаясь, сбрасывали на противника бомбы, прежде чем кто-либо успевал их заметить. Единственный звук, который был слышен, это звук, похожий метущую метлу. Отсюда и вышло такое название полка. 

Боевое крещение

В конце мая 1942 года полк, где служила Хиуаз Доспанова, прибыл на Южный фронт и вошел в состав 218-й дивизии 4-й Воздушной армии. А уже в июне 1942 года летчицы приняли боевое крещение, нанося бомбовые удары по переправам через реки Миус, Северный Донец и Дон.

Воевать Хиуаз Доспановой предстояло на самолете, который имел народное название «кукурузник», — еще до войны он активно использовался в сельском хозяйстве для обработки посевов удобрениями и пестицидами. Максимальная скорость, которую он может развить, — 120 км в час. Девушки нежно называли свои машины «ласточками».

Первые боевые вылеты Хиуаз Доспанова провела в предгорьях Кавказа, в Сунженской долине, окруженной горными хребтами. Полеты в районе Терека были трудными не только из-за того, что противник организовал сильную противовоздушную оборону, но еще из-за погоды, которая менялась быстро и непредсказуемо. Да еще из-за постоянных туманов в горах.

Хиуаз Доспанова воевала в качестве штурмана экипажа. В летной части ее непривычное для русского слуха имя Хиуаз превратилось в Катю. Летали по двое — пилот и штурман. Часто штурману приходилось самостоятельно сажать самолет, если пилот был ранен. Воевать на маленьком У-2 девушкам было очень непросто. Мало того, что на самолете не было никакой брони, так еще и парашюты летчицы не брали — это позволяло подвесить лишних 20 кг бомб. Лишь в 1944-м в приказном порядке их обязали летать с парашютами.

В апреле 1943 года, когда полк стоял в станице Пашковская, случилась трагедия. После выполнения задания самолет Юли Пашковой и Кати Доспановой из-за того, что были выключены огни аэродрома, столкнулся с самолетом командира эскадрильи Полины Макагон и Лиды Свистуновой. Из всей четверки в живых осталась только Хиуаз. Она выжила лишь потому, что вопреки инструкциям не пристегнулась к сиденью, и во время столкновения ее выбросило из кабины. В результате чего были сломаны обе ноги.

Через три месяца Хиуаз Доспанова вернулась в полк и вскоре стала опять летать на боевые задания, превозмогая сильные боли. Она бомбила отступающие немецкие части на станциях Ассиновская, Ахтанизовская, Минеральных Вод, Керчь. На счету Хиуаз Доспановой свыше 300 вылетов. Вместе со своим полком она дошла до Германии.

В те грозные годы женский авиационный полк ночных бомбардировщиков внес неоценимый вклад в победу. За три года боев полк ни разу не уходил на переформирование. 15 октября 1945 года он был расформирован, а большинство летчиц демобилизовано. 

В послевоенное время

Войну Хиуаз окончила инвалидом второй группы. А это уже серьезно. В военное время Хиуаз со своими переломанными, но сращенными обеими ногами была допущена к полетам. Девушка сначала хотела вернуться в мединститут, но потом пошла по другому пути – по стезе общественной деятельности.

Хиуаз Доспановой предложили поработать на партийно-политической работе. Она была утверждена инструктором обкома партии где познакомилась со своим супругом Шаку Амировым. Через год она направляется в высшую партийную школу в Алма-Ате.

Хиуаз прошла путь от инструктора райкома партии в родном Западном Казахстане до секретаря ЦК ЛКСМ Казахстана. В 1951 году была избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР и на первой же сессии — секретарем Президиума. До выхода на пенсию Хиуаз Каировна была секретарем Алма-Атинского горкома партии, проявляя деятельное участие в жизни столицы. К сожалению, в конце пятидесятых годов дали знать о себе последствия фронтовых ранений и контузий. Здоровье Хиуаз заметно ухудшилось. Не достигнув даже сорока лет, она в 1959 году вынуждена была уйти на пенсию.

За боевые заслуги Хиуаз была награждена Орденом Красной Звезды (26.12.1942), орденом Отечественной войны II степени (29.02.1944), «Отечественной войны» I степени (14.03.1985), орденом Трудового Красного Знамени (28.10.1948). Медалями: «За оборону Кавказа» (23.09.1944), «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (5.10.1945), «За Освобождение Варшавы» (12.03.1946) и многими юбилейными наградами.

В 2004 году ей было присвоено звание «Халық Қаһарманы» - «Народный герой». Хиуаз Доспанова ушла из жизни в 2008 году в возрасте 86 лет. В ее честь в Атырау был открыт памятник, а в Алматы назвали улицу, на одном из домов установлена памятная доска. 

Последние новости