История о том, как из Акмолинска солдаты уходили на фронт в годы ВОВ

В 310, 387, 29-ю стрелковые дивизии и 106-ю национальную кавалерийскую дивизию в ходе формирования добровольно и по мобилизационному плану из Акмолинска были призваны 9 783 человека.

Наргиз Мукатаева

Sarbaz.kz делится историческим материалом о жизни города в военное время, о том, как готовили чабанов, колхозников, рабочих к фронту.

Место сбора — Соленая балка

15 июля 1941 года был издан приказ Военного совета Среднеазиатского военного округа о формировании 310-й стрелковой дивизии по сокращенному штату военного времени в Акмолинске. На формирование и ускоренное обучение бойцов и командиров отводилось не более месяца.

Обстановка в Акмолинске была следующая: в городе жара. Температура днем около +40°С. Не хватает питьевой воды, в городе работают только две столовые и несколько буфетов. Площадь и прилегающие улицы заполнены прибывающими добровольцами и мобилизованными. Необходимо оперативно расквартировать новобранцев. Экстренно сформированный костяк 600-го саперного батальона начал разворачивать палаточный городок в 1,5 км от Соленой балки (ныне гребной канал Ак Булак), на окраине райгородка. Из досок сколачиваются пищеблоки, территория военного городка огораживается колючей проволокой. Горсовет под временные казармы выделил школы, Дом пионеров, церковь. По причине недостаточности мощности городского хлебозавода на третий день формирования дивизий в военном городке развернуты две походные хлебопекарни.

Фото: military-kz.ucoz.org

Два-три патрона на бойца

Командир дивизии полковник Никифор Матвеевич Замировский и комиссар дивизии Степан Иванович Шаманин прибыли в военный городок. Проверка вскрыла все трудности ускоренного формирования дивизии. Вчерашние чабаны, колхозники, рабочие, служащие, в основном не прошедшие даже краткосрочных военных сборов, еще долго были не готовы стать настоящими солдатами. Да и командиры рот и взводов, вчерашние курсанты Ташкентского и Алма-Атинского военных училищ, досрочно снятые из учебных аудиторий, еще не имели практического опыта командования. Они едва научились читать военные карты и ходить по азимуту. 70% командиров батальонов, прошедших службу в рядах Красной армии, были призваны из запаса. Многие имели боевой опыт в компаниях КВЖД и в боях с японцами.

К концу июля в полку частично отработана одиночная подготовка бойца: окапывание лежа под огнем противника малой пехотной лопаткой. Все земляные работы выполнялись на территории между Соленой балкой и южным мусульманским кладбищем. По мере сколачивания рот, батальонов отрабатывались батальонные учения. Огневая подготовка была выполнена с расходом на бойца двух-трех патронов. Пулеметных и минометных стрельб, тем более артиллерийских, не выполнялось. 30 июля части дивизии были приведены к военной присяге. К 17 августа 1941 года дивизия была укомплектована полностью, на 80% была обеспечена снаряжением и обмундированием. Остальную материальную часть солдаты получили в пути, а также на станции Тихвин (Ленинградская область). Отсутствие подготовки обернулось катастрофой на фронте: за неполный месяц боев 310-я стрелковая дивизия потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 5408 человек.  

Отправка на фронт

Как только со станции Акмолинск был отправлен последний эшелон 310-й стрелковой дивизии, местным партийным, советским и военным органам была поставлена задача: содействовать формированию очередной стрелковой дивизии.

«20 августа 1941 г. на станцию Акмолинск стали прибывать мобилизованные из Северо-Казахстанской, Кустанайской, Акмолинской, Карагандинской областей. Возрастной ценз: мужчины 1905–1900 г. р., представляющие около 30 национальностей СССР», – говорится в исторических документах. 

Рядовой состав был взят из запаса, но до 60% из них проходили службу в Красной армии на краткосрочных сборах либо на курсах военного всеобуча. Младший командный состав мало отличался по подготовке от рядового состава. Средний командный состав состоял из выпускников Алма-Атинского стрелково-пулеметного училища, но в основном из младших лейтенантов, окончивших курсы усовершенствования командного состава. Старший командный состав был пополнен за счет кадровых командиров, но в полках их было немного. К примеру, в 1275-м стрелковом полку из 158 командиров и политработников было только шесть человек кадровых.

Части дивизии были размещены в только что опустевшем военном городке в районе Соленой балки, на юго-восточной окраине райгородка, где саперами 310-й стрелковой дивизии были возведены дощатые пищеблоки и ограждения территории военного городка. Для рядового и младшего командного состава разворачивались палатки. Отдельные подразделения располагались в вагонах.

С 20 августа по 6 ноября 1941 года дивизия занималась боевой подготовкой по программе ускоренной подготовки частей РККА, то есть 2,5 месяца, а не месяц, как 310-я стрелковая дивизия. Это позволило отработать не только одиночную подготовку бойца, но и провести полковые и дивизионные учения. В конце октября 1941 г. части дивизии были приведены к военной присяге. В ночь на 7 ноября 1941 года началась погрузка личного состава, техники и военного снаряжения в вагоны эшелонов. Конечный пункт назначения эшелонов — города Подмосковья.

Фото: military-kz.ucoz.org

Приказ о формировании национальных воинских соединений

17 ноября 1941 года на заседании бюро Акмолинского горкома КП(б)К поставлен главный вопрос — о формировании национальных воинских соединений. Для формирования и обучения национального воинского соединения была создана комиссия.

Комиссии поставлена задача – обратить особое внимание на приведение в надлежащий порядок выделенных помещений для расквартирования формируемого национального воинского соединения, а также подготовить помещения для размещения конского поголовья.                                  

Помещения для личного состава национального воинского соединения были выделены в районе городка машинистов, на сороковом разъезде и в частных домах горожан, имеющих большие крытые дворы для конского поголовья. Только в доме Аймишевых располагались 15 кавалеристов со снаряжением и конями, которые укрывались зимой 1941—1942 годов в крытом дворе.

С конца марта по начало апреля 1942 года кавалерийская дивизия, получившая номер «106», несколькими эшелонами отправлена в действующую армию в состав шестого кавалерийского корпуса.

29-я, Сталинградская…

10 декабря 1941 года в военный отдел ГП КП(б)К Акмолинска поступила телефонограмма о подготовке зимних казарм для бойцов и командиров еще одной формируемой дивизии. На формирование и боевую учебу дивизии отводилось около четырех месяцев.

К 15 декабря 1941 года в Акмолинск прибыла комиссия, которая совместно с областным и городским военкоматами стали формировать 29-ю стрелковую дивизию. Пригодных для зимних казарм помещений в Акмолинске не хватало, поэтому часть подразделений дивизии пришлось расквартировать в Караганде. Под штаб дивизии был отведен деревянный одноэтажный особняк бывшего купца С. Хлебникова. За время формирования и боевой учебы 29-я стрелковая дивизия полностью отработала во взаимодействии всех частей встречный бой, наступление, оборону, марш в пешем строю по заснеженным степным просторам. В середине апреля 1942 г. на железнодорожных станциях Акмолинска и Караганды части дивизии погрузились в вагоны эшелонов и отбыли в резерв Верховного главнокомандования, продолжали боевую учебу в Тульской области.

С мая 1942 года в Акмолинске стали формировать только маршевые подразделения для пополнения действующей армии. Из 39-го запасного полка, дислоцировавшегося в военном городке, что на юго-восточной окраине райгородка, одна за другой направлялись на фронт маршевые роты, сформированные из акмолинцев. Только в 1942 году было отправлено 4784 человека.

Автор: Майдан Кусаинов, командир поискового отряда «Мемориальная зона»

Последние новости

  • В центре внимания

С 2025 года в Казахстане вводится служба в резерве

Сегодня, 12:30
admin
  • В центре внимания

Макрон анонсировал мобилизацию во Франции

Вчера, 19:05
  • В центре внимания

Арестован президент Южной Кореи

15/01/2025 - 12:51