Первая мировая война стала прорывной в области военного искусства.
Одним из нововведений той войны стало появление нового вида войск – авиации. Sarbaz.kz подробнее расскажет о появлении одного из самых эффективных средств поражения противника.
С самого начала появления авиации она была поделена на несколько видов. Истребители, исходя из своего названия, предназначались для истребления вражеских самолетов, разведчики производили разведку неприятеля. Штурмовики уничтожали наземные цели, накрывая их бомбами и пулеметным огнем. Бомбардировочная авиация поддерживала наземные войска в близи линии фронта и бомбила позиции противника в глубоком тылу.
17 декабря 1903 года впервые в истории в воздух поднялся летательный аппарат тяжелее воздуха, оснащенный мотором. Этот аэроплан построили американские братья Райт. Первый полет продолжался 59 секунд, за которые аэроплан преодолел 260 метров. Впрочем, это историческое событие осталось практически незаметным. Корреспондент AP написал: «Всего 59 секунд… Если бы было 59 минут, то тогда стоит об этом говорить».
Со временем увеличивалась дальность и скорость полетов, что заставило правительства крупнейших стран Европы и США обратить внимание на авиацию. В 1906 году известный бразильский изобретатель А. Сантос-Дюмон совершил ряд рекордных полетов на аэроплане собственного производства. 12 ноября он пролетел 220 м, что является первым зафиксированным рекордом дальности для аэропланов.
Однако рекорды на этом не останавливались. В 1909 году французский пилот Луи Блерио на самолете собственной конструкции «Блерио XI» взлетел с поля близ Кале (Франция) и уже через 36 минут приземлился около Дуврского замка (Англия), пролетев при этом 38 км. Он стал первым человеком, преодолевшим Ла-Манш воздушным путем.
Продолжительность и дальность полетов аэропланов явились важными техническими качествами для военных, которые при помощи самолетов могли осуществлять наблюдение за перемещениями войск противника, а также обеспечивать артиллерию координатами целей. В результате к началу Первой мировой войны на вооружении России было 263 самолета, Франции – 156, Великобритании, США и Италии – по 30 воздушных машин. По другую сторону фронта находилась Германия, имевшая 232 самолета и Австро-Венгрия, у которой было 65 летательных аппаратов.
В начале войны авиация использовалась в основном для воздушной разведки и корректировки огня артиллерии. По свидетельствам очевидцев, на начальном этапе войны большой популярностью в войсках пользовался разведывательный самолет «Ньюпор 12» производства одноименной французской фирмы,
Этот небольшой двухместный самолет стал первым летательным аппаратом, построенном по схеме полутораплана, который имел большое верхнее крыло и небольшое нижнее. Благодаря этому «Ньюпор 12» обладал хорошей скоростью и маневренностью. На носу был установлен обтекаемый капот, целиком закрывавший цилиндры двигателя, что повышало его аэродинамические характеристики.
Первым самолетом, собранным в Российской империи, стал двухместный летательный аппарат «Анасаль», оснащенный двигателем R9 французской компании «Сальмон». Его вооружение состояло из двух пулеметов, один из которых был установлен перед кабиной пилота, а другой – сзади в кабине наблюдателя. Благодаря такой огневой мощи «Анасаль» мог противостоять лучшим немецким самолетам-истребителям.
На первых самолетах-разведчиках штурвал и педали были расположены в кабине пилота, поэтому наблюдатель не мог повлиять на полет самолета, даже в случае гибели пилота. Ему оставалось лишь вести наблюдение и защищать пилота во время встречи с неприятельскими самолетами. Самолеты фронтовой авиации оснащались обычными пехотными пулеметами. В этом случае наблюдатель становился еще и стрелком, а самолет превращался в истребитель. Кроме того, наблюдатель имел право взять в самолет несколько гранат или малогабаритных бомб. В такой конфигурации самолет превращался в что-то похожее на бомбардировщик.
В первых воздушных баталиях пилот, встретив в воздухе самолет противника, мог лишь выстрелить в сторону противника из своего оружия. Обычно это был револьвер, не позволявший вести прицельный огонь на дальние расстояния. Даже попытки взять в полет винтовку или карабин не могли увеличить огневую мощь противника. Однако вскоре на самолеты начали устанавливать специальные пулеметы. Таким образом появляется истребительная авиация. К слову, за время Первой мировой войны лишь 15% самолетов было сбито зенитной артиллерией, а другие 85% – истребительной авиацией.
Пулемет, установленный на самолет, стал грозным оружием после того, как в 1914 году французский пилот Ролан Гаррос поместил на винте своего самолета специальные пластины-отсекатели. Это позволило установить перед кабиной пехотный пулемет и стрелять сквозь винт, не опасаясь повредить его. Благодаря этому изобретению французский пилот за две недели сбил 5 вражеских самолетов.
В 1915 году немецкий авиаконструктор Э. Фокер предложил использовать синхронизатор – устройство, обеспечивающее выстрелы в момент, когда ствол пулемета находится между лопастями. Вскоре все немецкие самолеты были оснащены синхронизированными пулеметами.
В ходе войны самолеты активно модернизировались. Так, появились одноместные самолеты-разведчики и легкие бомбардировщики, предназначенные для выполнения боевых задач непосредственно в зоне боевых действий. Вслед за ними появились средние бомбардировщики. Самый известный такой самолет был изобретен французским конструктором Г. Кодроном.
Вскоре авиаконструкторами были созданы тяжелые бомбардировщики, которые были предназначены для выполнения задач на территории противника далеко за линией фронта. Эти многоместные воздушные корабли имели бомбовую нагрузку до трех тон.
Таким образом, авиация оказала существенное влияние на ход Первой мировой войны. Постепенно самолеты модернизировались и сегодня военный самолет – высокоточный, сверхэффективный инструмент ведения войны.