Искусственный интеллект нас не заменит. Казахстанец рассказал об особенностях редкой профессии

Военный штурман из Казахстана раскрыл секреты своей специальности. 

admin

Корреспондент Sarbaz.kz поговорила с профессиональным казахстанским штурманом и узнала почему эта военная специальность будет актуальна всегда. 

С каждым годом число профессий, которые уверенно заменяет техника, растет. Среди них и работа штурманов. В гражданской авиации ряд авиакомпаний уже упразднили эту специальность, однако в военной авиации их деятельность актуальна. Об особенностях данной службы рассказал штурман авиационного отряда авиационной эскадрильи военно-транспортной авиации Жасулан Бакбергенов.

- Расскажите, пожалуйста, о своей службе. Что входит в Ваши задачи?

- Первая задача штурмана – это составлять маршрут, знать курс и местоположение самолета. Мы рассчитываем минимально безопасные высоты, изучаем рельеф местности, заранее готовим летную документацию. Следим за исправной работой навигационных приборов, рассчитываем время полета в зависимости от ветра на эшелоне, и количество топлива. Самое главное – надежное безопасное выполнение полета. 

- Какие расчеты Вы проводите вручную?

- Для осуществления маршрута используем полетную карту, где мы должны обозначить пункты маршрута: исходный, поворотные и конечный. Определяем расстояние и путевые углы между этими пунктами, магнитное склонение. Обводим максимально абсолютные высоты по полосе маршрута, по 50 км в обе стороны. В полете важно предотвратить попадание объекта в запретные зоны, например не нарушать государственные границы. В этих целях наносим ограничительные азимуты на полетную карту. Также для выполнения полета мы рассчитываем минимально безопасную высоту, чтобы исключить столкновение летательного аппарата с земной поверхностью либо препятствиями на земле. В районе аэродрома, в пунктах посадки, в горной местности, в зависимости от земной поверхности рассчитываем по разным формулам минимально безопасные высоты.

- Если самолет оборудован всей техникой, зачем нужен штурман?

- Перед полетом мы забиваем в навигационное оборудование необходимые координаты: высоты, удаления, поворотные пункты и т.д. Кроме этого, например, из-за загруженности аэропорта, диспетчеры нас могут попросить действовать не по заданному маршруту. В такие моменты штурман подсказывает командиру экипажа курс, дублируя команду диспетчера. Особенно наша профессия нужна при сложных метеоусловиях. Разные бывают ситуации: грозовая деятельность, нулевая видимость, боковой ветер и многое другое. В этих случаях мы рассчитываем только на приборы. Иногда работаем нарочно с помощью навигационного счетчика.

- Как Вы считаете, сможет ли заменить Вашу профессию искусственный интеллект?

- Все возможно, наука не стоит на месте. В военной авиации, в отличие от гражданской, эта профессия осталась, так как мы, помимо перевозки груза, выполняем спецзадачи. Например, фото- и видеосъемка, бомбометание, десантирование военных. Безусловно, в полетах помогают приборы навигационного оборудования. Однако необходимо помнить, что в любой момент техника может отказать, сломаться, показать погрешности. В такие моменты штурман быстро и точно проведет расчеты вручную.

- Где нужно учиться, чтобы стать штурманом?

- После школы в 2011 году я поступил в Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т. Я. Бегельдинова в Актобе. Окончил институт в 2016 году и это был крайний выпуск штурманов в Казахстане. После окончания учебы предоставляется государственный контракт на 10 лет. Летать мы начинаем со второго курса обучения в институте. При этом часы налета во время учебы засчитываются в стаж. После изучения теоретического материала, работы на тренажере, начинаются ознакомительные полеты в сопровождении инструктора.

- В ознакомительных полетах при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации на борту какая реакция может произойти у новичка?

- Человек может войти в ступор: потерять контроль, застыть на месте, не зная, что делать. Может начать паниковать, кричать.

- А плакать?

- Ну, пока такого не видел (смеемся).

- Военные самолеты вылетают в непогоду, если гражданским запрещено?

- У каждой структуры есть свои минимумы по погодным условиям. Всегда стараемся искать альтернативные пути. Однако при высокой необходимости и при согласовании с руководством, вылетаем. 

- Полет может стать привычкой?

- На самом деле, ни один полет не похож на другой, поэтому перед вылетом всегда есть волнение. Например, волнительно летать при сложных метеоусловиях. Либо при выполнении посадки не на аэродроме, а в полевых условиях. В этих случаях необходимо вручную делать расчёты. Либо при полетах за границу. У каждой страны есть свои правила и ограничения. Заранее стараемся готовиться, отрабатываем все действия, готовим документацию.

- У Вас очень нервная работа. Как снимаете стресс?

- Дети – главный антистресс. В части есть военный психолог, мы регулярно проходим психологическое тестирование.

- В полетах встречали что-нибудь необычное, аномальное?

- Ну, самое сложное – это грозовая деятельность. В таких облаках неблагоприятные условия для полета, электроприборы могут выйти из строя. В воздушных ямах теряется управляемость самолетом, судно может терять высоту и спуститься до 100 метров, потому что там разряжен воздух. Либо начинается болтанка, ощущение будто сейчас самолет разорвет на части. Неприятно.

Беседовала Наргиз МУКАТАЕВА

Последние новости

  • В центре внимания

Начались тактико-специальные учения Hanjar-2024

14/11/2024 - 12:00