Западные страны неохотно вводят санкции против Казахстана, опасаясь еще большего сближения с Россией — анализ

Президент Казахстана продолжит попытки искать баланс.

Наргиз Мукатаева

Влияние России в Казахстане растет, несмотря на войну в Украине. Некоторые надеялись, что война повернет внешнюю политику Астаны в сторону Запада, но экономические связи с Москвой углубились. Об этом говорится в материале британского аналитического центра в области международных отношений Chatham House, сообщает Sarbaz.kz.

Казахские бизнес-элиты имеют прочные и прибыльные связи с Россией, а у Москвы есть другие важные экономические рычаги воздействия на своего южного соседа.

Россия контролирует главный экспортный маршрут Казахстана — Каспийский трубопроводный консорциум, который экспортирует 79% казахстанской нефти и обеспечивает 60% ВВП страны. Россия дважды продемонстрировала, что экспорт по этому трубопроводу может прекратиться. РФ также поставляет электроэнергию (и вскоре может поставлять газ) в Казахстан.

Кроме того, Россия теперь контролирует 25% добычи урана в Казахстане после того, как Токаев незаметно разрешил продажу важных стратегических лицензий.

Россия и Китай имеют общий интерес в том, чтобы Казахстан стал более интегрированным в их экономики и частично отошел от Запада, не закрывая полностью окно в несанкционированный мир для России. Китай обогнал Россию в качестве ключевого торгового партнера Казахстана: в 2023 году товарооборот составит 31,5 миллиарда долларов, что на 30% больше, чем в 2022 году.

Казахстан пообещал соблюдать западные санкции в отношении России, но на каждый визит казахстанских министров в Вашингтон для обсуждения правил санкций приходится еще один визит в Россию, чтобы обещать продолжать поддерживать Путина.

Тем временем стратегия Запада в отношении региона сбилась с пути после позорного вывода войск из Афганистана в 2021 году. ЕС и США являются крупнейшими инвесторами в Казахстане, но влияние Запада уменьшается, поскольку Токаев надеется на других партнеров для предоставления безоговорочных и зачастую неформальных механизмов финансирования.

Западные страны по-прежнему неохотно вводят санкции против Казахстана за экспорт товаров двойного назначения в Россию, опасаясь еще большего сближения страны с Москвой и Пекином. Но этот балансирующий акт ненадежен, и действия Токаева не предполагают, что у него есть способность или желание изменить статус-кво.

Если правящая администрация и дальше не сможет провести реформы, вероятно, последует еще больше социальных волнений. Казахстан переживает молодежный бум – более половины населения моложе 29 лет, а экономическая близость к России и государственный этатизм не создадут необходимых рабочих мест.

Выдающийся дипломат, президент Казахстана продолжит попытки искать баланс: воздерживаться от демонстрации поддержки действий России и при этом не подвергаться обвинениям со стороны Москвы в действиях против России.

Запад по-прежнему может играть важную роль, предлагая молодым казахстанцам образование, независимые средства массовой информации, технологии и западные ценности.

Но география, экономические и культурные связи имеют значение, и Россия, похоже, останется ключевым стратегическим партнером Казахстана в следующее трудное геополитическое десятилетие.

Последние новости