F-16 на Украине? Военный аналитик об уничтожении разведывательных самолетов России

Уничтожен разведывательный самолет ВКС России А-50У с бортовым номером RF-50601 и был поврежден Ил-22М11 с бортовым номером 75106. 

Данияр Ищанов

Украина заявила, что сбила российский военный самолет. А-50 был сбит в районе Азовского моря, также был поврежден Ил-22 вечером 14 января, передает Sarbaz.kz со ссылкой на РБК Украина. 

А-50 был уничтожен сразу после вступления на дежурство в районе Кирилловки примерно в 21.10-21.15 ч. 14 января. Самолет исчез с радаров и прекратил связь с тактической авиацией. Позднее пилот самолета Су-30 ВКС России обнаружил воспламенение и падение неопознанного воздушного судна. 

Ил-22М11 выполнял задачи в районе Стрелкового и в конечном итоге был подбит вдоль побережья Азовского моря около 21.00 ч. 14 января. После поражения самолет запросил посадку в Анапе, а также вызов скорой помощи и пожарной машины. 

Военный аналитик и бывший летчик Ермек Сейтбатталов специально для Sarbaz.kz проанализировал атаку на редкие ДРЛО самолеты.

«В обстановке, сложившейся на фронте на 14 января 2024 года, украинские ПВО не могли сбить А-50 ВКС РФ и повредить Ил-22М11, находившиеся в зонах боевого дежурства, расположенных над акваторией Азовского моря. Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения российских ВКС А-50 находился в зоне дежурства вблизи населённого пункта Кирилловка. Этот населённый пункт находится на косе «Бирючий остров», южнее города Мелитополь. Коса далеко выдаётся в Азовское море. Самой ближней точкой позиции украинских сил к ней может быть в районе населённого пункта Орехов Запорожской области. Удаление между самыми ближними точками составляет по крайней мере 129 км», – говорит Сейтбатталов.

Как считает аналитик, скрытно размещать вблизи фронта дорогостоящий и дефицитный для ВСУ комплекс ПВО «Патриот» и организовывать таким образом ПВО-засаду весьма рискованно. Потому как, когда комплекс начнёт работать, он демаскирует себя и рискует быть уничтоженным. При этом дальность до цели, характеристика самой цели и время полёта ракеты до цели не гарантируют успешное уничтожение.

Вместе с тем, если целью является А-50 российских ВКС, то на его борту имеется аппаратура, способная распознать обнаружение противником его как цели и пуска по нему ракет.

И в это же время с разницей в несколько минут был подбит самолёт Ил-22М11, который нёс боевое дежурство в районе населённого пункта Стрелковое. Населённый пункт находится на косе «Геническая», восточнее Чонгарского моста известного по неоднократному нанесению ударов по нему ВСУ. Это ещё дальше от позиции украинских войск, чем Кирилловка. Удаление составляет 195 км. 

«Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод, что это не могло быть результатом деятельности ПВО ВСУ», – резюмировал Сейтбатталов.

При этом военный аналитик исключает вариант «дружественного огня» со стороны ПВО Российской Федерации. Стоит отметить, что эта версия наиболее распространена среди российских военкоров из-за уже существующих случаев поражения ПВО РФ своих самолетов.

«Ошибка, повторённая дважды по таким значимым целям просто не может быть в природе. Такие объекты находятся под неусыпным контролем и, кроме того, на технике ПВО ВС РФ есть система государственного опознавания целей так же, как и у всех стран. Она-то и блокирует несанкционированный пуск по своей цели. По крайней мере невозможно допустить такую грубую ошибку в работе расчётов ПВО», – считает отставной летчик.

По мнению Е. Сейтбатталова, наиболее вероятно, что уничтожение самолетов дело рук не наземных противовоздушных сил, а авиации Украины.

«Так, на вооружении украинских сил находятся различные модификации самолётов ПВО МиГ-29. Зная их тактико-технические характеристики, дальность полёта, дальность обнаружения целей их электронными прицелами, максимальную дальность пуска ракет по воздушной цели, сложно представить достижение таких результатов при этом варианте. Не в пользу такого варианта говорит такой факт, что сами самолёты Воздушных сил Украины могли быть обнаружены самолётом А-50 на удалении, не позволяющем им применить своё вооружение и выполнить пуск ракет по самолётам», – говорит военный аналитик.

Фото: ТАСС

Следует отметить, что самолёт Ил-22М11 является самолётом стратегической радиоэлектронной разведки, имеющим на борту соответствующее оборудование и радары, которые могли засечь активность в эфире при взлете истребителей. Таким образом, можно предполагать, что операция выполнялась в режиме «радиомолчание». Режим включает в себя не только отсутствие радиообмена в эфире, но и неиспользование демаскирующей радиоаппаратуры.

Как считает Сейтбатталов, скорее всего, Украина уже получила некоторую часть самолетов F-16 и смогла подготовить экипажи для работы в ночных условиях и режиме радиомолчания. 

«По результатам действия, можно предположить, что самолётов было не менее, чем два. Они скрытно «подошли» со стороны Чёрного моря и на дальности, не позволяющей обнаружить их, произвели пуски ракет класса «воздух-воздух». В электронных прицелах самолётов есть режим «квазиобзора». Вооружение F-16 позволяет сделать это», – говорит военный аналитик.

КВО (режим квази обзора) – это термин, связанный с технологиями радарных систем. КВО представляет собой режим работы радара, при котором он функционирует в режиме частичного обзора, то есть обнаруживает и отслеживает цели только в определенных направлениях. В отличие от полного обзора, при котором радар сканирует все направления вокруг себя, режим квази обзора позволяет сосредоточить внимание на конкретных секторах пространства. Это может быть полезно в ситуациях, когда важно отслеживать определенные объекты или направления, а не тратить энергию и ресурсы на полный обзор. 

«Предположение не претендует на истину в последней инстанции. Но, в любом случае, уничтожение самолёта А-50 и выведение из строя Ил-22М11 – это значительное достижение украинских ЗСУ. Выводы военного аналитика, как правило, в большей части опираются на результаты работы квалифицированных военных экспертов, которые проверены во многих ситуациях и можно доверять им. В нашей ситуации таких источников пока нет. Поэтому мои выводы, как военного аналитика, могут быть такими. Есть уроки, которые можно усвоить казахстанским военным специалистам, – резюмировал Сейтбатталов. 

Фото: rg.ru

А-50У представляет собой российский бортовой радар дальнего обнаружения и управления полетами (AWACS). Этот самолет основан на платформе Ил-76 и оборудован мощным радаром, размещенным на верхней части фюзеляжа. Он предназначен для обнаружения и отслеживания воздушных и наземных целей, а также для управления операциями перехвата. Ключевой функцией А-50У является предоставление командного контроля и координации в воздушном пространстве, что делает его важным элементом в системе воздушного контроля и обороны. Стоит отметить, что на вооружении ВКС РФ состоит всего 6 самолетов модификации А-50У и 3 самолета А-50.

Фото: tadviser.ru

Ил-22М11 представляет собой воздушные командные пункты, созданные на основе самолета радиоэлектронной разведки и борьбы Ил-22. Этот самолет, в свою очередь, произошел от модификации пассажирского Ил-18. Ил-22 были выпущены в конце 1970-х годов.

Последние новости

  • В центре внимания

Начались тактико-специальные учения Hanjar-2024

14/11/2024 - 12:00