J-31 был впервые представлен в 2014 году на авиасалоне в Китае.
Пакистан планирует закупить новейшие китайские истребители J-31, передает Sarbaz.kz со ссылкой на Aviation Week.
Иными словами, J-31 стал составлять конкуренцию российскому Су-75 на рынке доступных истребителей пятого поколения в развивающихся странах.
Оба самолета были разработаны с явно коммерческой целью. На выставке Dubai Airshow-2023 Россией была заявлена готовность о начале массового производства истребителей Су-75. Россия также объявила в конце прошлого года, что она усилит специализированный механизм разработки и цепочки поставок, который соответствовал бы соглашениям о совместном производстве и обмене технологиями с другими странами, обнажая основную ориентацию легкого истребителя-невидимки в качестве экспортной платформы.
J-31 был впервые представлен в 2014 году на авиасалоне в Китае компанией Shenyang Aircraft Corporation (SAC), где присутствовали военные атташе и делегации крупнейших развивающихся стран.
Су-75. Фото: ОАК
Ожидаемое прямое коммерческое столкновение в будущем между J-31 и Су-75 было отмечено в статье китайского СМИ Global Times в феврале 2022 года, в которой сообщалось о создании офиса, занимающегося исключительно продвижением истребителя на международном рынке и активным поиском клиентов.
«Сталкиваясь с конкуренцией со стороны зарубежных аналогов, таких как американский F-35 и российский Су-75, китайский J-31 обладает своими преимуществами, включая передовые технологии, приемлемую цену, отсутствие политических ограничений и полный сервис», - сказали в GT.
Заместитель генерального директора SAC Чжан Цян сказал, что фирма изменила свое традиционное маркетинговое мышление, ориентированное на планирование, и активно исследовала рынок вооружений в поисках авиационной продукции высокого класса, эффективно используя авиашоу.
Впервые истребитель совершил публичный полет 12 ноября 2014 года во время авиасалона в Чжухае. Усовершенствованный прототип с модификациями планера, электрооптической системой наведения, увеличенной полезной нагрузкой, улучшенной скрытностью и модернизированной электроникой, совершил свой первый полет в декабре 2016 года.
К концу 2018 года появились сообщения о том, что программа получила государственное финансирование и заинтересованность от ВВС и ВМФ Китая. К июню 2020 года был разработан третий вариант J-31 с радаром большего размера и некоторыми мерами по снижению радиолокационной заметности.
Военно-морской вариант J-31. Фото: TheDrive
Сообщается, что военно-морской вариант самолета совершил свой первый полет 29 октября 2021 года. Он был модифицирован с помощью катапультной штанги и складывающихся крыльев и предназначался для эксплуатации с разрабатываемого авианосца с электромагнитной катапультой.
При этом выгодное отличие китайского истребителя от конкурентов состоит в том, что американский F-35 в основном предназначен для союзников США, а Су-75 еще предстоит провести свой первый полет в 2025 году.
Стоит напомнить, что на Dubai Airshow 2023 госкорпорация «Ростех» объявила о больших маркетинговых усилиях по продвижению самолета. Так, в феврале прошлого года, Россия приглашала страны Ближнего Востока к совместной разработке вооружений, в том числе участию в разработке Су-75.
«Сегодня мы активно работаем над предложениями по наиболее актуальным формам партнерства для ближневосточных государств, в первую очередь, связанными с передачей технологий, совместными разработками и офсетными программами. «Рособоронэкспорт» рассматривает варианты совместного создания современной высокотехнологичной продукции, в том числе истребителя пятого поколения на базе легкого тактического самолета Су-75», - заявили в «Рособоронэкспорте».
Вместе с этим, объединенная авиастроительная корпорация подала ряд патентов, раскрывающих модификации Су-75, которые предполагали двухместный и беспилотные варианты истребителя.
При этом беспилотная модификация предполагает удлинение и наклон крыла, что приводит к увеличению площади крыла и, возможно, к небольшому снижению радиолокационной заметности самолета сзади.
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации и глава министерства промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял о демонстрации опытного образца в 2025 году.
Другой вопрос состоит в цене. Так, J-31 стоит 70 миллионов долларов против 116 миллионов у F-35. При этом стоимость Су-75 по заявлениям «Ростеха» составляет 25-30 миллионов долларов.
К тому времени Китай выберет окончательный прототип J-31 и начнет ограниченное серийное производство, если не полноценную поставку в Пакистан. Таким образом, J-31 обладает небольшим коммерческим преимуществом с точки зрения скорейшего поступления в эксплуатацию, чем Су-75.
Естественно, России тоже пришлось бы принять на вооружение несколько партий Су-75, чтобы убедить международных покупателей. Но она может достичь этой стадии гораздо позже, чем J-31.