Как Турция стала одним из мировых лидеров по поставке современного вооружения

Турция активно поставляет свое вооружение в разные страны мира и Казахстан. 

 

Данияр Ищанов

Турция постепенно становится одним из мировых лидеров в сфере поставок вооружения.  Как ей удалось этого достичь читайте  В материале корреспондента Sarbaz.kz

Растущий военно-промышленный комплекс Турции является краеугольным камнем независимой внешней политики и инструментом «мягкой силы» Реджеп Тайипа Эрдогана.  Последние десятилетия турецкая оборонная промышленность росла экспоненциально. В 2010 году в списке 100 лучших оборонных компаний числилась только одна турецкая компания. На 2022 год их уже семь. Больше чем у Израиля, России, Швеции и Японии вместе взятых. Более того, доля импортного вооружения с 2015 по 2019 год снизилась на 40%. Параллельно с этим экспорт турецкого ВПК в 2021 году побил все рекорды достигнув 3 млрд долларов, что сделало Турцию 14-м по величине мировым экспортером вооружений.

Более того, Турция является одним из немногих государств, производящих ударные дроны. «Байрактар» после использования в ряде вооруженных конфликтов стал символом турецкого ВПК.

Как считает Ферхат Гюрини из института Карнеги, освещение в проправительственных СМИ свидетельствует о том, что стремление Эрдогана расширять и развивать отечественную оружейную промышленность стало личным проектом. Более того, после реформ 2018 года секретариат оборонной промышленности перешел под контроль президента.

Может показаться, что ВПК Турции стала уверенной экспортной отраслью, однако она имеет и свои проблемы.

Многие компании все еще сильно зависят от западных технологий. В частности Турции не хватает технических возможностей для разработки собственных двигателей. Стоит отметить, что с производством простых двигателей для беспилотников или бронированных машин у Турецкого ВПК нет, однако более сложные двигатели как для истребителей или танков производятся в основном по лицензии.

T-129 ATAK

Например, США заблокировали Турции лицензию на производство двигателя CTS-800A на фоне растущей дипломатической напряженности. Вмешательство Вашингтона сорвало сделку в 2018 году между Турцией и Пакистаном на продажу 30 ударных вертолетов T-129 ATAK на сумму более 1,5 млрд долларов. Сделка была сорвана, однако в 2021 году США, как владелец лицензии на двигатели, разрешило Турции поставить 6 вертолетов в Филиппины на сумму 260 млн долларов.

Зависимость Турции от двигателей также привела к задержкам исполнения другого контракта на разработку и производство боевого танка «Алтай». Катар с Турцией основал совместное предприятие по производству танков  и подписал контракт на 1 млрд долларов на закупку 100 танков Altay.

Турция полагалась на немецкие двигатели для производства этих танков. Однако Германия свернула сотрудничество в этом направлении в ответ на операцию Турции на севере Сирии. Таким образом, проблема с двигателями в Турции поставила под угрозу несколько контрактов на миллиарды долларов и стало свидетельством высокого уровня внешней зависимости, от которой Турция пытается уйти. Однако в последние годы разработчикам все же удалось найти альтернативу немецким двигателям – турецкое ВПК разработало собственный танковый двигатель BATU мощностью 1500 лошадиных сил.

Боевой танк «Altay»

Хотя Турция хочет использовать свою растущую отечественную военную промышленность, чтобы освободиться от традиционных союзников, отрасль по-прежнему сильно зависит от партнерских отношений, и не только в том, что касается производства двигателей.

Начало турецкой операции «Источник мира» с вторжением Турции в населенные курдами север Сирии привело к эмбарго на материалы, связанные с оборонной промышленностью от ряда европейских стран. Двухмесячное эмбарго обошлось промышленности Турции примерно в 1 млрд долларов.

Большая часть оборонной промышленности Турции зависит от западных военных технологий. Так, крупнейшее судно Турции — 27000-тонный авиаоносец «Анадолу» основан на испанском аналоге «Хуан Карлос I». Большая часть современных военно-морских кораблей Турции, включая фрегаты класса «Барбаросса», фрегаты класса «Явуз» и фрегаты класса «Кылыч». быстроходные ударные катера – все спроектированы в Германии. Попытка Турции создать отечественный истребитель зависит от двигателей британского «Роллс-Ройса», который свернул сотрудничество. Южнокорейские компании занимаются поставками двигателей и трансмиссии для танка Алтай.

Учитывая, что права на интеллектуальную собственность являются основным предметом разногласий в военной промышленности, в обозримом будущем Турция, скорее всего, останется зависимой от дорогостоящей иностранной технологической помощи. Стоимость этой зависимости будет усугубляться затруднительным положением с обесцениванием турецкой валюты.

Помимо прочего, после неудавшегося переворота в июле 2016 года Эрдоган организовал крупномасштабные репрессии, которые привели к массовой эмиграции. Так, Турецкий орган по госзакупкам провел исследование в 2018 году по результатам которого более 270 старших инженеров из компаний военно-промышленного комплекса эмигрировали в западные страны.

В то время как турецкая оборонная промышленность росла в геометрической прогрессии, эта тенденция может прерваться из-за хронических проблем с разработкой сложных комплексных технологий типа двигателей и утечкой мозгов. При этом следует учитывать, что основным заказчиком турецкого ВПК является именно Турецкая армия. В связи с тем, что внутренний рынок будет перенасыщен промышленность возможно не сможет поддерживать такой колоссальный экономический бум. Тем не менее, создание местной оборонной промышленности стало крупной внутриполитической победой Эрдогана, и только по этой причине она, скорее всего, продолжит развиваться. Это может быть экономически невыгодно, но политически это остается приоритетом.

Последние новости

  • В центре внимания

Начались тактико-специальные учения Hanjar-2024

14/11/2024 - 12:00