История танка: 100 лет на поле боя

Военную технику современности невозможно представить без танков, широко используемых вооруженными силами в мире. Важнейшие боевые задачи в войнах последнего столетия решались при их помощи. Именно танки представляют собой главную ударную силу и являются наиболее мощным средством вооруженной борьбы в ходе военных действий.

Боевая цистерна

Слово «танк» на английском означает бачок, цистерну. И это неспроста.
Именно Великобритания считается страной, впервые применившей данный вид военной техники ровно 100 лет назад в ходе Первой мировой войны. Действительно, первые английские неуклюжие с виду танки напоминали не что иное, как бак или резервуар для транспортировки и хранения воды, нефти, другого топлива. Такое первое впечатление танки оказывали на людей, никогда не видевших подобные боевые машины и не имеющих представление, чем являются на самом деле эти ужасные чудеса современной на тот момент техники. С другой стороны, обозначая новое средство техники как резервуар для топлива, британцы маскировали настоящее предназначение своего изобретения от противников.


Интересно, что в российской печати поначалу новинка военной техники обозначалась прямым переводом слова – лоханью. Однако, в последующем, слово танк вошло как в русский язык, так и во многие языки мира без перевода, как обозначение бронированной боевой машины. Предпосылками к созданию танков стало изобретение двигателя внутреннего сгорания, провозгласившего эпоху машин, гусеничной платформы, обеспечившей высокую проходимость танка, нового поколения скорострельных пушек и пулеметов, так как пушечное вооружение является основным для танков. Необходимость создания танков была продиктована тем, что современное оружие стало обладать высоким поражающим эффектом. В таких условиях войны становились особо кровопролитным действием. Необходима была революция в вооружении, позволявшая сократить потери солдат за счет высокой защищенности боевого средства, броня современных войн. В то же время боевое средство должно было обладать большой огневой мощью, стать основным ударным средством для  быстрой, мощной и эффективной атаки противника. Средство должно было заменить наступающую лаву большого количества солдат или кавалеристов, при этом необходимо было, чтобы эффект от атаки был значительно сильнее. Это должно было переломить ход военных действий в затянувшейся на долгие годы позиционной, окопной войне, истощавшей силы ее участников, отнимавшей жизни миллионов солдат.

Прорыв в военной технике

Таким образом, Первая мировая война создала потребность в создании танка как принципиально нового боевого средства быстрого прорыва обороны, обеспечивающего тактический успех. Особенно, необходимость появления танков на вооружении армий мира проявилась в ходе Верденской мясорубки,
длившейся в течение 1916 года, во время которой стороны потеряли свыше миллиона солдат. Разработками средств типа танка во время войны  занимались Великобритания, Россия, Франция, Германия.

Предшественниками танков были бронеавтомобили, и многие инженеры работали именно над усовершенствованием бронеавтомобилей, а не над созданием принципиально нового боевого средства – танка. К этим разработкам можно отнести проект немецкого сухопутного крейсера Гебеля или броневую каретку Шумана.  


Не были использованы в деле или остались в проекте такие разработки инженеров России, как «Царь-Танк» Лебеденко, Танк Менделеева, «Черепаха» и ряд других прообразов танков, танкеток и боевых машин. Не особо, по сути, успела использовать в войне танки и потерпевшая поражение Германия – хотя разработала к тому моменту проекты танков Oberschlesien, Kolossal-wagen и т.д., выпустила 10 гусеничных транспортеров Dür-Wagen, а также легкие танки Orion-Wagen и LK I. Лишь под конец войны на поле боя использовались немецкие танки A7V, выпущенные в октябре 1917 года. Всего было выпущено 20 таких танков. К тому времени Франция уже выпустила 3997 танков, а Великобритания - 2905 единиц.


Пионеры танкостроения – британцы

Основой для создания танка как вида техники стал трактор, а именно американский гусеничный трактор «Хольт» (“Holt”). Именно его взял за образчик будущего танка военный инженер (поначалу военный журналист) Эрнест Суинтон. Разработчиком танка выступил Уильям Триттон. Он и майор Уолтер Вильсон официально считаются отцами танка. Поддержал идею первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. А изготовила первые танки компания «Foster &Со».

8 февраля 1916 года был испытан первый танк Mark I. При отсутствии вращающейся башни, танк выпускался в двух модификациях (танк-самец и танк-самка): с вооружением в виде 2 пушек 57-мм и 2 пулеметов «Гочкисс» 7,7 мм или 4 пулеметов «Виккерс» 7,7 мм без пушек.

15 сентября 1916 года считается датой первого использования танков в деле.
Британские войска бросили танки Mark I против войск Германии в битве на реке Соме на территории Франции. Невиданные доселе танки оказали мощнейшее психологическое воздействие на немецких солдат. Несмотря на революционный прорыв в военной технике, первые британские танки были несовершенными и несуразными на вид.

Французы задают тон в танкостроении

Значительно усовершенствовать танк удалось французам. Хотя первый опыт применения танков был неуспешным. Отцом французского танка называют генерала Жан Батиста Этьена. Если Суинтон воспринимал танк как наступательное оружие для прорыва обороны противника, Этьен рассматривал его как средство огневой мощи для подавления артиллерии противника. Первый французский танк был использован в бою 16 апреля 1917 в Берри о-Бэке на севере Франции в ходе наступления Нивеля. Это был танк Шнайдер CA1 (Schneider CA1). В отличие от успешного применения танков британцами осенью 1916 года, атака с применением французских танков обернулась катастрофой.


Первые французские танки – «Шнайдер, Сен-Шамон», весившие 13,5 и 20 тонн, соответственно, показались Этьену слишком громоздкими и неповоротливыми. Катастрофа заставила начать строить легкие танки. Таким стал французский танк Renault FT-17, выпущенный под руководством Луи Рено. Но самое главное, этот французский танк стал первым танком с вращающейся башней. Именно мобильный, компактный Renault FT-17, а не корытообразный Mark I станет прототипом для будущих танков – французских, английских, российских, американских, немецких и т.д.

6-тонный двухместный танк Renault FT-17 стал самым успешным танком Первой мировой войны. Под влиянием его успеха, британцы перешли на легкие танки и сконструировали Whippet.  Итальянский танк «Fiat 3000», американский M1917, первый советский танк КС – все они были сконструированы на основе Renault FT-17. Получается, французы проиграли пальму первенства в создании танков британцам, их первый опыт применения танков обернулся неудачей, зато они задали тон в танкостроении будущего.

Конечно, на заре танкостроения были и другие неудасные модели танков – британский «Летающий слон», Little Willie, американский бензино-электрический танк «Хольт». Но первым был все же британский Mark I, а самый успешный – французский Renault FT-17. Итальянцы, американцы присоединились к этой гонке танковых вооружений позже. А Россия и Германия не успели реализовать свои проекты в ходе Первой мировой войны. У СССР и Германии в те годы было еще четверть века, чтобы догнать и перегнать остальные страны по качеству выпускаемых танков. Танковое соперничество СССР и Германии проявится уже на фронтах Второй мировой войны.
Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"