Рецензия на "28 панфиловцев": поистине народное кино

Военные киноленты снимать невероятно сложно. И дело здесь не только в использовании спецэффектов и создании грандиозных батальных сцен, но и в тонкой дорожке аккуратной подачи подвига, за обочинами которой с одной стороны – слезливая пафосная мелодрама, с другой – очередной «ужастик» о войне. Режиссерам киноленты «28 панфиловцев» удалось снять поистине народное кино, оставляющее неизгладимое впечатление и чувство гордости за героизм, проявленный не только 28 бойцами, но и всем многомиллионным единым народом. Учитывая то, что в центре внимания довольно противоречивая историческая битва, а средства на съемки скромные, да и собирали их всем народом, хочется снять шляпу перед создателями этого киношедевра – одного из лучших в постсоветском периоде.

Глубинная простота

В центре внимания фильма – именно подвиг, без лишней «воды». Нет в фильме ни дезертиров, ни НКВДшников, ни штрафбата и прочего. Никакой противоречивости и обратной стороны войны. Это фильм другого плана. Он о подвиге, дружбе и боевом братстве. Сюжет фильма не вьется вокруг одного героя, действующие лица – все бойцы, причем никто не блещет суперспособностями (вроде Джоконды из «9 роты»), нет священников и воров в законе («Штрафбат») и прочего. Главный герой – образ простого солдата-панфиловца. Простой сюжет о простых людях и непростом подвиге. Название киноленты – простое и беспафосное. Это вам не «Второе дыхание» или «Ярость». Даже эмоции, остающиеся после просмотра, – не противоречивые, а простые: гордость и огромное уважение героям, защитившим нашу Родину.


Отсутствует в киноленте и любовная линия, что достаточно редко для военного фильма. А, действительно, надоело смотреть на барышень с идеальным маникюром и современными прическами в фильмах о войне, ненужные флэшбэки о том, кто кем был до войны, как попал на фронт и как ухаживал за медсестричкой из санчасти, а также прощальные постельные сцены в атмосфере будто спа-салона, когда рядом идет страшная война.

Сдержанно в сюжет вплетены и героизм, и сентиментальность. Представленный в фильме героизм отражается во фразе командира: «Никто не геройствует, спокойно жжем танки». Спокойно, Карл! Здесь даже легкий перебор с отсутствием эмоций и чрезмерным профессионализмом и деловитостью ведения боя. Что насчет сентиментальности, то носовыми платками можно не запасаться - долгих и трагических смертей героев не будет.

Диалоги запомнились отсутствием пафоса, с непременным атрибутом – армейскими байками и легким юморком. Думается, именно так вели беседы в то время, да и сейчас так разговаривают в армиях. Да и диалоги, если не считать баек, в основном, по делу. Примечательно, что в «панфиловцах» нет и навязывания какой-либо идеологии и попыток изменить представление об историческом событии.

 

Атмосфера и музыка

С самого начала фильма чувствуется атмосфера надвигающегося многочисленного зла. Травящие байки солдаты, весело таскающие деревянный макет танка в подмосковной деревеньке; серьезные лица знающих о боевой задаче командиров; немного затянутые сцены подготовки окопов и инженерных заграждений – все это говорит: «Драку обещают историческую». Именно так и сказал, кстати, один из персонажей. Несомненно, огромную роль в создании чувства тревоги, ожидания и других эмоций у зрителя сыграла работа звукооператора.


С самого начала картинка приятна: здесь и красочные закаты, и панорама подмосковной деревни. Сцены сражений достаточно «смотрибельные» и профессиональные, несмотря на скромный бюджет. Вероятно, искушенный голливудскими картинками эпических баталий скажет, мол масштабности сражения не хватает на экране, да и битва «вырвана» из целого боя. Лично я какой-то мелкомасштабной перестрелки не видел, а был целиком погружен в атмосферу грандиозного сражения, которая передана весьма удачно. Что касается реалистичности, то происходящему на экране действительно веришь. Нет крайностей в виде картонных декораций, нет и популярной кровавой гипернатуралистичности в виде оторванных конечностей.

 

А казах что - не русский?

Что вызывает особенно приятные эмоции при просмотре, так это многонациональность, дружба народов, представители которых плечом к плечу сражаются за общее дело.

- Покажем им, если он не знают, кто такие русские…

- Вообще-то я казах.

- А казах что - не русский? Что ты мне голову морочишь. Мы же сейчас за Россию деремся. За Казахстан будем драться, всем покажем, кто такие казахи.

Образ врага

Внимания заслуживает художественный ход по обезличиванию врага. Лица фашистов не показывают, а если и показывают, то в масках. Именно этот прием позволяет забыть, что враги – тоже люди, и смешивает их индивидуальности в одну большую черную массу, как рисовали полчища врагов в старых мультфильмах.

Особенно порадовала и проделанная создателями нетленки работа по сохранению исторической достоверности. Уверен, для пущего эффекта превосходящего силами врага, к примеру, голливудский режиссер вооружил бы всех пеших фашистов «шмайсерами», а танкистов посадил бы на «Тигры» и «Пантеры», хотя на дворе – 1941 год. Обыватель бы «схавал», а о недостоверности написали бы в графе «ошибки в фильме» на сайтах для киноманов. Съемочная бригада же во главе с Шальопой и Дружининым потрудилась на славу и постаралась в деталях передать атмосферу того сражения зрителю.

Во время просмотра сначала показалось ошибкой съемочной команды рассказ одного из бойцов о семи самураях. Мог ли знать советский солдат японскую легенду, задумался я на минуту. А почему нет?

 

Реалистичность

«28 панфиловцев» ни разу не вступают на липкую дорожку саги о супергероях: «косящий» врагов некоторое время пулемет вскоре получает танковый «ответ», потери идут с обеих сторон, а идущие на риск бойцы зачастую сразу погибают. Думаю, мастера военной науки эту реалистичность высоко оценят.

Блестяще показана в фильме и тактическая составляющая: командир рисует макеты вражеских бронемашин, тщательно изучается макет деревянного танка. Пулеметчики изучают сектор обстрела, проводится большая работа по маскировке, сооружаются как положено индивидуальные окопы, сеть укрытий. Да и вражеские танки уничтожают поэтапно: подбивают гусеницу с ПТР или гранаты, потом забрасывают коктейлями Молотова, а затем добивают горящих врагов – в общем все по инструкции.

В фильме было несколько моментов, когда ком подступал к горлу. Тактический ход пулеметчиков, оказавшихся на удачной позиции несколько минут громил пехоту, но вступились вражеские танки, и «Максим» замолчал… «Где снаряд?» - гневно кричал командир артиллерийской установки, а затем обернулся и увидел неподвижно сидящего заряжающего со снарядом в руках… Ну и финальная сцена, в которой в лучах заката силуэты выживших появлялись на поле брани, ставших сами себе памятниками – лучшая из всех возможных концовка.


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Тақырып бойынша материалдар:

8 Марта

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"