Испытание на прочность

На базе учебного полигона «Спасск» Регионального командования «Астана» представители республиканских СМИ и блогеры Казахстана с в течение четырех дней познавали азы военного дела и оценивали свои возможности работы в экстремальных условиях. И вот настало время смакования трехдневных воспоминаний, которые по возвращении в повседневную колею оказались какими-то далекими, но яркими и, будто кинопленка, вобрали в себя весь спектр эмоций, которые испытывает журналист, попав на передовую

Репортаж

Дневник участника «Военного дискурса»


День первый


Представители ведущих республиканских СМИ из Астаны, Алматы и Павлодара, а также блогеры приняли участие в девятом «Военном дискурсе», основной целью которого стала подготовка журналистов к работе по освещению событий в зонах вооруженных конфликтов, массовых беспорядков и террористических актов. Все вместе мы погрузились в военный самолет С-295. Когда багаж был сложен, а ремни пристегнуты, самолет начал набирать высоту.

ARA_2338.jpg

Караганда встретила журналистов затишьем перед бурей. Приходящая легкая усталость от полета сразу же улетучилась со словами встречающего нас офицера: «Я всех убедительно прошу быть собранными…». Это стало для нас сигналом того, что нужно приготовиться для захвата условными террористами. Из дискурса в дискурс захват журналистов стал традицией, словно боевое крещение: журналистов захватывают в плен и демонстрируют на физическом и психологическом уровнях один из сценариев. Этот военный дискурс не стал исключением. При входе в автобус нас ждал в салоне посторонний человек - женщина в никабе, воплощающая образ радикала. Каждый на подсознательном уровне понимал, что она является частью сценария, однако все предпочли занять места в конце автобуса. Следующий пункт назначения - «Спасск». Пейзаж за окном не менялся, мы ехали, шутили, переговаривались, но каждый думал об одном: «когда это произойдет?». А произошло все внезапно. Автобус резко дал по тормозам, и мы все утихли. На дороге лежал не подававший жизни человек.  Логично было бы развернуть автобус и умчаться восвояси, но не в этот день. Нашлись смельчаки в лице операторов, которые решили выйти из автобуса и оценить ситуацию. Тем временем мы, журналисты, любопытные от природы, придвинулись ближе, наблюдая за происходящим. Как вдруг в долю секунды произошли следующие два момента: снаружи раздалась автоматная очередь, и с пассажирского места подорвалась «подозрительная женщина», объявляя, что она - смертник, в доказательство, показывая взрывчатку, привязанную к телу. Вначале чувствовался азарт, как будто находишься в квесте: ты наблюдатель - смотришь, снимаешь, но не вмешиваешься до определенного момента.

С криком «Голову вниз!» в салон забежали захватчики, а дальше началась неразбериха: крики, приказы, вопросы, угрозы. Все, что журналист мог, это лицезреть свои ботинки, сохраняя позицию: голову вниз, руки на затылке. При непослушании отвешивалось пару тумаков - все в стандартном стиле захвата. Ситуация выходила из-под контроля, липкие щупальца страха медленно пробирались в голову, меняя действительность. И вот журналистов поднимают с мест с криком «на выход!» и «выбрасывают» по одному из автобуса. Условные «террористы» хватали за одежду и быстро перемещали участников дискурса, не давая времени сориентироваться. Каждая секунда была наполнена хаосом и автоматной очередью, нещадно разрывающей уши. Страх наступил, когда мастеров пера и микрофона собрали в узкий круг. Приказав полусидеть, не шевелясь, захватчики громко объявили о нашем предстоящем расстреле. И вот теперь стало не до смеха. Трудно сказать, сколько мы так просидели, и в какой момент нас подняли, радостно поздравив с открытием «Военного дискурса», но первый захват стал зрелищной и выбивающей из привычного образа жизни интермедией, которая положила начало тернистого пути по изучению особенностей работы журналистов в зоне военного конфликта.

 

День второй

ARA_2445.jpg

Первый день занятий начался ни свет, ни заря с утренней физической зарядки. Затем пробежка длинною в 2 км по холодку, сопровождающаяся рассказами об учебном городке «Спасск». Впереди еще длинный учебный день, поэтому нас ждал вкусный, питательный завтрак.

Торжественная церемония открытия семинара началась с проведения лекционных занятий. На первой лекции журналистам рассказали об особенностях работы СМИ в зонах вооруженного конфликта.

- Если вы отправляетесь в «горячую» точку, вещи не должны быть новыми, забудьте об украшениях, нейтральный цвет для одежды журналиста синий и серый, положите деньги в разные карманы, имейте с собой несколько сувениров из своей страны, они помогут расположить к себе нужных вам людей, не превращайте угощение во взятку, - делится советами инструктор Руслан Бек.

В течение лекции не раз поднималась тема безопасности журналиста, находящегося в зоне вооруженного конфликта, несмотря на Международное гуманитарное право, которое регулирует аспекты защиты и Женевскую конвенцию. Журналист пользуется защитой до того, пока не принимает прямого участия в боевых действиях. Как только журналист возьмет в руки оружие, он автоматически принимает определенную сторону конфликта и в случае пленения едва ли сможет рассчитывать на освобождение. Следовательно, ни при каких обстоятельствах журналист не должен брать в руки оружие. Это правило, как мантра многократно повторялась на лекциях от инструкторов, которые так же добавляли, что редакция потеряет профессионала, а войска приобретут плохого бойца.

Что необходимо для поездки в «горячую точку»? Это полное знание правовых основ той страны, куда журналист направляется. Социальные сети, станут важным первоначальным инструментом для заведения «полезных» знакомств с людьми из той страны. Изучение обычаев и традиций помогут журналистам полноценно представить культурно-духовный облик страны вооруженного конфликта. Знание географии помогут журналисту, если он потеряется и попадет в экстремальную ситуацию. Консультации специалистов, а именно с людьми из Министерства обороны и посольства станут «запасной подушкой безопасности» в случае, если понадобится помощь.

Важными тремя документами для журналиста являются гражданский паспорт, редакционное удостоверение и план военной командировки. По словам инструкторов, журналист, прибывший в зону военного конфликта, обязательно будет закреплен за определенным военным штабом, поэтому важно правильно распланировать свое время и цели, так как придется действовать с военными сообща.

В ходе лекции демонстрировались документальные фильмы на военно-журналистскую тематику, которые обсуждались на последующей дискуссии.

Вторую лекцию проводил представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации подполковник Алексей Золотухин.

В своем выступлении он рассказал о специфике работы журналистов в экстремальных и кризисных ситуациях.

- Сегодня все ведущие мировые печатные и электронные СМИ стремятся представлять своей аудитории оперативную, эксклюзивную информацию, однако в погоне за ней журналисты подвергают риску свои жизнь и здоровье. Поэтому важно знать, как себя вести. А именно не пытаться лезть на рожон и выполнять все требования террористов при захвате, говорить правду, а также не мешать работе военных, которые сопровождают вас. Их задачей является обеспечение вашей безопасности, поэтому с ними необходимо выработать единую коллективную работу, - отмечает Алексей Геннадьевич.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что журналист, собирающийся освещать боевые действия, должен понимать, что военные, как правило, устанавливают свои нормы поведения или функционирования журналистов в зонах их ответственности во время ведения боевых действий, поэтому зачастую представители прессы подвержены большому риску незаконного взятия под стражу по причинам нарушения безопасности.

Большим разделом и самой ожидаемой лекцией было оказание первой медицинской помощи. В ходе теоретических занятий представителем медицинской службы Иваном Бойко было рассказано о тактической медицине, а также проведен разбор оказания первой помощи при различных кровотечениях, переломах, пулевых ранениях и др. По завершении лекционного занятия, несмотря на неприятную процедуру использования свиной кожи, каждому журналисту довелось попробовать зашить хирургической иглой рану, сделав при этом правильные стяжки. Также в ходе лекции журналисты попробовали наложить друг другу жгут и оказать помощь раненому.

Все проходило как в учебном заведении: посидел на лекции, закрепи весь материал практически. После плотного обеда в нашем распоряжении оказались бронежилеты. Данный элемент является обязательным «атрибутом» журналиста, а надпись «Press» подразумевает что репортеры неприкосновенны. Однако на сегодняшний день участились случаи атак журналистов со стороны радикалов. Цель? Привлечение еще большего внимание к военному конфликту, ведь журналист - мишень, катализатор к розжигу еще больших боевых действий и привлечению внимания общественности.  

ARA_2423.jpg

А дальше - больше. Поступили разведданные: «противник» движется к нам. Отразить нападение не получится, поэтому главный инструктор дискурса подполковник Рустам Эюбов принимает решение покинуть территорию и в поле дождаться прибытия основных сил. За плечами рюкзаки и бронежилеты. Вначале полет на военном вертолете, а затем марш бросок с природными препятствиями: кочками, оврагами и замиранием шага. Это значит, что поблизости радикал, нужно присесть и вести себя тише. Следующим шагом стало ознакомление с видами распространенных минных устройств, как самодельных, так и серийных. В заключение - демонстрация использования минного устройства с помощью мобильного устройства. Во взрывное устройство ставится обычная SIM-карта, на нее поступает сигнал звонка, происходит замыкание, и устройство срабатывает, следует взрыв. Затем журналистам необходимо было пройти минное поле. Условия таковы: по левую сторону - мины, по правую - те журналисты, которые хотят понаблюдать за процессом, а именно зафиксировать на камеры действия, а посередине колонна журналистов, которые должны преодолеть минное поле. Путь лежал через колючие кустарники и ветки деревьев, которые вот-вот и норовили хлестнуть по лицу. К сожалению, здесь не обошлось без «потерь»: журналисты «подорвались» на большинстве мин. И даже в такие минуты тишины и сосредоточенного состояния журналисты умудрялись снимать процесс на мобильные устройства и комментировать взрыв мин. «Вот такая цена эксклюзива», скажут потом они.

дискурс (8).jpg

Пройдя испытание, журналисты оказались в огромной пустынной местности, где их ожидали три танка, готовые к дальнейшим действиям. Оперативно разбившись на пары, выслушав инструктаж и усевшись на танки, журналисты двинулись вперед и вскоре подъехали к горящей деревне, которая была захвачена условными террористами. Горелый дым от зданий, крики захватчиков и стоны пострадавших смешались воедино, но нужно было выйти из оцепенения и действовать. Словно выпускники на экзамене, журналисты кинулись помогать пострадавшим. И вот уже кто-то оперативно применяет свой ремень в качестве жгута, второй зажимает рану рукой, третьи пытаются оттащить раненного с поля боя. Конечно, все журналисты были под наблюдением и многих проверяли на адекватность восприятия. К примеру, предлагали взять в руки оружие и некоторые принимали предложение, хотя уже было сказано, что это – табу. По окончании выхода всех журналистов из эпицентра опасной зоны инструкторы обсудили подробный план ошибок журналистов при экстремальной ситуации.

 дискурс (7).jpg

День третий

 

В этот раз физическая зарядка не ограничилась упражнениями, в ходе утренней нейробики были показаны основные приемы самообороны, которые в случае опасности могут стать весомым шансом на спасение. Структура занятий журналистов претерпела изменения, и на первый план третьего дня дискурса вышли практические занятия, а затем лекционные. Пожалуй, главный практический сюрприз преподнесли инструкторы дискурса, когда все журналисты под конец тяжелого заключительного дня смотрели документальный фильм. В какой-то момент сонная атмосфера опустилась на зал, и многие что называется клевали носом. БУМ! Показалось, что выпустили ракету. Но это до сих пор непривычная автоматная очередь раздалась над головами работников СМИ. То ли вспомнив инструкцию, то ли инстинктивно журналисты спрятались под столы, накрыв головы руками. Нас снова захватили террористы. Выполняем все согласно инструкции, не качаем права, следуем их указаниям. В этом раз ситуация усложнилась тем, что нашего коллегу взяли в плен. Инструкция гласит: выполняйте то, что требует захватчик. Нам было приказано танцевать. В случае отказа к пленнику применяется физическое насилие. Неподалеку условные террористы садят на мину нескольких журналистов, одному дают в руки взрывное устройство. И кажется, что время замедляется, криков становится больше, они будто наполняют черепную коробку. При таких обстоятельствах особую роль играет психологическая подготовленность журналиста и его стрессоустойчивость. Инструкторы советуют при участии в захвате либо находясь в экстремальной ситуации повторять таблицу умножения. Так журналист может себя обезопасить, а именно абстрагироваться от ситуации, не нанося урон психике. И пока мы прокручиваем в голове таблицу Пифагора, в зал врывается группа сил специального назначения. То, что они являются группой освобождения, не означает, что они будут сбавлять темп работы и каждого «нежно» освобождать. Если скажут: «Ляг и ползи!», то в интересах пленника выполнять все требования. Освобождение было захватывающим. Многим чтобы выйти из здания пришлось прыгать через препятствия, другим ползти гуськом. В конце концов журналистов уложили «елочкой» на землю для того, чтобы в дальнейшем проверить, нет ли среди них переодетого радикала, ведь в такой суматохе можно с легкостью притвориться другим человеком. Вот такой был последний зрелищный практический семинар для журналистов.

На последней лекции выступил теолог общественного объединения «Нұрлы Білім» Айдос Абдрашов. В форме открытой дискуссии он с журналистами обсудил вопросы заманивая граждан в ряды террористических организаций, способы избежания и недопущения искажения норм ислама.

Третий день выдался богатым на эмоции. Уставшие, но довольные журналисты отправляются на боковую, ожидая завтрашний день.

Заключительный день

В течение четырех дней представители СМИ познавали секреты работы в экстремальных условиях, слушали уникальные в своем роде лекции. В рамках встреч журналисты получили возможность не только узнать об исследованиях проблем терроризма, общих характеристиках групп, принципах финансирования, но и получить исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы. По окончании девятого «Военного дискурса» журналистам в торжественной обстановке вручили сертификаты и памятные подарки. Каждый принявший участие журналист испытал боль, страх, адреналин и  покинул семинар с определенным багажом знаний. Главное правило, красной линией прошедшее через все обучение, осталось незыблемым: журналистам геройствовать не стоит. Как говорится, журналистика, конечно, может нас и убить, но пока мы живы, мы будем по-настоящему жить благодаря ей.

ОКСАНА СОЦКАЯ 




Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Тақырып бойынша материалдар:

8 Марта

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"