Сослуживец Батырхана Шукенова рассказал о том, как артист покорил "дедов" игрой на саксофоне

…Сердце сжалось от горечи утраты у тысячи казахстанцев в тот день, когда дошла весть о смерти Батырхана Шукенова. Он покинул этот мир навсегда. Эта мысль не укладывалась в голове, шокировала. Но чуть позже стало ясно, артист не умер – он жив, он продолжает жить в своей неповторимой музыке.

…Его имя говорит само за себя. Батыр. Герой. Он доказывал это своей жизнью и своим поведением. Знавшие его люди отмечали его исключительную доброту, глубину души и искренность эмоций. Ни грамма фальши, зависти и лжи. Простой и деликатный в общении. Исполнитель нестареющих хитов «Джулия», «Солдат любви», «Нелюбимая». Первый посол доброй воли ЮНИСЕФ в Казахстане. Сын родной степи. Он любил Родину, воспевал ее, посвятил ей несколько сборников патриотических песен, один из которых «Отан ана». Отдал перед ней свой воинский долг, отслужив в армии. Не зря в национальном проекте «Ел тұлғасы» («Имя родины») в 2015 году победителем в номинации «Искусство и культура» стал именно Батыр. Кажется, говорить о положительных чертах артиста можно вечно. Но лучше любых слов, скажут о нем его песни…


8 декабря в Алматы в живом формате прошел концерт памяти Батырхана Шукенова «Батыр LIVES. Так далеко, так близко…». Отдать дань памяти своему другу, учителю, коллеге, кумиру пришли известные казахстанские и российские звезды эстрады. Пришли тысячи поклонников. Звучали песни, ставшие близкие каждому. Мелодии исходили прямо из сердца, души. Искренний, откровенный, душевный вечер, который заставил испытать настоящий катарсис. Этот концерт еще раз доказал, что Батырхан Шукенов жив!

Армейская служба

Одним из тех, кто всегда горячо ценил творчество артиста – житель Восточно-Казахстанской области Валерий Крушинский. После личного знакомства чувство уважения к музыканту лишь укрепилось. А произошло все это в армии…

В биографии Батырхана Шукенова 1985 и 1986 годы отмечены сухими строками – служил в рядах Советской армии, представлял 12-й оркестр штаба Среднеазиатского военного округа. Больше ничего. Пролить небольшой свет на воинскую службу артиста помог сослуживец Батырхана, Валерий Крушинский, которого нам удалось найти. Он рассказал случай, произошедший с Батырханом в армии. Как оказалось, служба проходила в артиллерийской части, расположенной в трех километрах от села Самсы Жамбылского района Алматинской области. Сегодня этой части уже не существует, она была расформирована после развала Советского союза.

На тот момент Валерий отслужил полтора года, и по всем традициям считался «дедом», а Батыр был музыкантом группы «Арай», коллектив которого удостоился звания Лауреата Седьмого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Казалось бы, их встреча невозможна. Но вот в один из выходных дней июня в казарму забегает «черпак» (1 год службы), и кричит: «Мужики! Там этот! Как его? Ну, этот… Его еще по «телеку» постоянно показывают!». 

– Я почувствовал волнение. С творчеством Батырхана уже был знаком. Помню, как приятно удивился его виртуозной игре на саксофоне, впервые посмотрев концерт с его участием по телевизору. «Такой молодой, а как уже играет!», подумал тогда я. «Вот бы познакомиться с ним и послушать его, что называется «живьем». И вдруг эта встреча, – вспоминает Валерий Крушинский.

Но оказалось, подобную радость испытывали не все. Остальные «деды» уже окружили новобранца и в довольно грубой форме заставляли его подметать территорию.

– Батырхан стоял и смущенно улыбался. Я был поражен – в его глазах вообще не было страха! Любой другой новобранец, растерялся бы, начал просить пощады, либо, напротив, сопротивляться. Но Батыр был абсолютно спокоен. Я решил вмешаться. Но, как объяснить враждебно настроенным «дедам», что этого парня трогать не надо?

– Все! Хватит орать! – говорю.

Товарищи удивленно посмотрели на меня. Странно, но тогда показалось, что Батыр тоже смотрит на меня, как на старого знакомого.

– Дадим ему шанс! – ответил я на взгляды. – Если он такой хороший музыкант – пусть сыграет нам, но так, чтобы всем понравилось.

Товарищи засомневались, ссылаясь на закрытый клуб, отсутствие каптерщика. Но оттого и прелесть армейского статуса «деда» – все организационные вопросы решаются сами собой. Через какое-то время нашлись и заспанный каптерщик, и ключи от клуба, куда все мы дружно вошли. Нас было около тридцати человек.

– Батырхан, на чем играть будешь? – спрашиваю.

– А что есть?

Нашлись пианино, барабан, саксофон. Батыр выбрал сакс. Пока готовились инструменты, а собравшаяся публика скручивала самокрутки, я успел перекинуться с Батырханом несколькими фразами.

– Ты не обижайся. Просто, так надо… 

– Да я, и не обиделся. Надо, так надо!

Мы незаметно пожали друг другу руки, как бы скрепляя наш неожиданно возникший союз. 

А потом Батырхан заиграл. Он пел и играл. Тридцать лет прошло с того дня, как состоялся этот импровизированный концерт. Я, к сожалению, не помню тех песен, что он тогда исполнял, но хорошо помню эту необыкновенную  ауру, которая постепенно стала образовываться в том зале. Мои «деды-сослуживцы» постепенно перестали курить, затем перестали шептаться и разговаривать… Их глаза стали другими. Через полчаса концерта, я повернулся назад – людей уже было больше и их взгляды изменились! «Удивительно, что делает хорошая музыка с человеком», подумал тогда я.


Все действие длилось минут 40, не больше. Но этого времени с лихвой хватило, на то, чтобы напомнить присутствующим о любви, мужестве, чести. Мы вспомнили, что есть другой мир – он больше нашего! 

После концерта, кто-то подходил к Батырхану, благодарил его, кто-то просто дружелюбно хлопал его по плечу. «Деды» и «черпаки» собравшись на крыльце, обсуждали увиденное и услышанное, не торопясь расходиться.

Мне нужно было завершить концерт. Я запрыгнул на сцену, встал рядом с Батырханом, и уже не боясь, что меня как-то обвинят в дружбе с ним, громко сказал:

- Мужики! Внимание! Я надеюсь, всем сегодняшний концерт понравился. Если так, то знайте – кто тронет Батыра, будет иметь дело со мной!

Я оглядел зал – тишина. Буквально через секунду со всех сторон послышалось: «И со мной! И со мной!...».

…Это была единственная личная встреча Валерия Крушинского с музыкантом. После этого случая их пути разошлись, но он навсегда запомнил смелого паренька в неушитой гимнастерке, который очаровал военнослужащих своей музыкой.
Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Тақырып бойынша материалдар:

8 Марта

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"