Система военного образования в Казахстане имеет высокий потенциал для развития

Система военного образования в Казахстане имеет высокий потенциал для развития. По мере строительства и переоснащения Вооруженных Сил страны, совершенствуются и методы обучения военному мастерству. В 2014 году в республике разработана и утверждена Концепция единой системы военного образования, в которой обозначены основные контуры вертикального и горизонтального построения взаимосвязей по всем направлениям учебно-воспитательного процесса вузов всех уровней образования. Также выстроена четкая последовательная модель военного роста, сопряженная с военным образованием. Главное, что есть в системе военного образования – это то, что теория приближена к практике, то есть обучение адресное, конкретное, с прицелом на результат. Более того, всегда уделяется внимание воспитанию, чего в гражданских учебных заведениях практически нет. В Министерстве обороны РК контроль за военными учебными заведениями по вопросам организации учебной и учебно-методической деятельности, а также финансового обеспечения осуществляется Департаментом кадров и военного образования МО РК. О нынешнем состоянии и перспективах развития военного образования в Казахстане рассказал начальник департамента полковник юстиции Кайрат Копбаев.

– Какие на сегодняшний день высшие учебные заведения обучают военным специальностям в Казахстане?

В системе Министерства обороны РК функционируют 9 военных учебных заведений. Флагман военного образования и науки – Национальный университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан-Лидера Нации ежегодно выпускает 150 человек. Из стен Военного института Сухопутных войск каждый год выходят 300 офицеров. Военный институт Сил воздушной обороны в год готовит 100 человек, а Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи – 200. Также в стране функционирует среднее военное учебное заведение, специализирующееся на подготовке профессионального младшего командного состава для казахстанских Вооруженных сил – это Кадетский корпус МО РК. Ежегодно здесь готовят около 200 сержантов-профессионалов. Для тех, кто с ранних лет мечтают о воинской службе и хотят получить подготовку раньше, существует республиканские школы «Жас улан». Они располагаются в Астане, Алматы, Шымкенте и Караганде. Ежегодно отбор составляет 500 человек.

 

– Насколько сложно пройти отбор в военные вузы Казахстана? Какие требования необходимы для поступления?

– Требования в военные вузы различны. В Республиканские школы «Жас улан», принимаются юноши – граждане Республики Казахстан не моложе 15 лет на год поступления, окончившие в год поступления 9 (10) классов организации среднего образования и получившие свидетельство об основном среднем образовании.

В военные учебные заведения (ВИ СВ, ВИ СВО, ВИИРЭиС, КК МО РК), реализующие образовательные программы высшего, технического и профессионального образования на базе общего среднего образования, имеют право поступать:

1) граждане, не проходившие воинской службы, достигшие в год поступления возраста 17 лет, но не старше 22 лет;

2) граждане, прошедшие воинскую службу, и военнослужащие, проходящие срочную воинскую службу, до достижения ими в год поступления возраста 24 лет;

3) военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту, до достижения ими возраста 25 лет.

Справочно: Последовательная модель: Образование тактического уровня (ТиПО и бакалавриат) - курсовая подготовка (курсы «Тактик») – образование оперативно-тактического уровня (магистратура) - курсовая подготовка (факультет повышения квалификации НУО) - образование оперативно-стратегического и стратегического уровня («Академия Генерального штаба»).
Поступление граждан в военные учебные заведения осуществляется на конкурсной основе. В случае одинаковых показателей при проведении конкурса на зачисление в состав кадетов, курсантов преимущественное право имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; лица, награжденные знаком «Алтын белгі»; победители международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам, республиканских и международных конкурсов исполнителей и спортивных соревнований последних трех лет.

В Национальный университет обороны имеют право поступать военнослужащие, сотрудники офицерского состава специальных государственных органов по направлению их кадровых органов, а также лица гражданского персонала Вооруженных Сил при наличии допуска к государственным секретам. При этом лица гражданского персонала Вооруженных Сил обучаются только с применением дистанционных образовательных технологий. Поступление также осуществляется на конкурсной основе.

 

– В чем преимущество школы «Жас улан» для желающих строить военную карьеру? Сколько уланов выпущено с момента создания школы «Жас улан»?

– В состав вузов МО РК входят четыре республиканские школы «Жас улан»: РШ «Жас улан» имени генерала С. Нурмагамбетова в Астане, алматинская РШ «Жас улан» имени Б. Момышулы, карагандинская РШ «Жас улан» имени дважды Героя Советского Союза Т. Бегельдинова, шымкентская РШ «Жас улан» имени Героя Советского Союза С. Рахимова.

Республиканская школа «Жас улан» является учебным заведением,.

Жизнедеятельность школы, реализующей программу общего среднего образования с углубленным изучением государственного, иностранного языков, военных дисциплин и усиленной физической подготовкой, организована по интернатной системе с круглосуточным пребыванием воспитанников и их полным обеспечением за счет бюджетных средств.

РШ «Жас улан» тесно сотрудничают с Автономной организацией образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» в рамках трансляции передового опыта в области содержания среднего образования, по внедрению новых методик обучения и воспитания в учебно-воспитательный процесс профессионального развития учителей, повышение квалификации педагогических работников, обучение новым подходам, методикам и инновациям.

В целях всестороннего развития воспитанников, повышения их физической подготовленности и морально-психологических качеств ежегодно проводятся военно-спортивные игры среди воспитанников РШ «Жас улан» и специализированных лицеев. Сборные команды КВН школы «Жас улан» активно участвуют в республиканских соревнованиях среди средних учебных заведений Казахстана.

Совместно с республиканским научно-практическим центром «Дарын» МОН РК среди выпускников РШ «Жас улан» и общеобразовательных школ ежегодно проводится республиканская олимпиада «Сардар».

С момента образования в 1999 году РШ «Жас улан» имени генерала С.К. Нурмагамбетова выпущено 809 воспитанников. После перехода в 2015 году трех РШ «Жас улан» в ведение Министерство обороны РК было выпущено: Алматинской РШ «Жас улан» - 657; Карагандинской РШ «Жас улан» - 575; Шымкентской РШ «Жас улан» - 477.

В настоящее время в РШ проходят обучение - 1221 воспитанников. Выпускники школы преимущественно направляются для поступления в военные учебные заведения Республики Казахстан.

 

– Какие возможности открывает обучение в Кадетском корпусе МО РК им. Ш. Уалиханова?

– Сегодня Кадетский корпус является основным центром подготовки профессиональных сержантов. Это кузница профессиональных сержантов, которые из года в год вносят свой вклад в повышение обороноспособности Вооруженных Сил. Здесь готовят младший командный состав «сержантов–профессионалов» для прохождения воинской службы по контракту на командных должностях сержантского состава ВС РК. То, что именно сержанты должны стать становым хребтом армии и основными идеологами личного состава, неоднократно отмечал Верховный Главнокомандующий – Президент страны, когда встречался с выпускниками Кадетского корпуса в 1996, 2005, 2011 годах.

Срок обучения по программе 1 год 10 месяцев на базе 11 классов средней школы.

Выпускники получают диплом о техническом и профессиональном образовании по специальности «Менеджмента младшего звена в военном деле» с присвоением квалификации «Управление мотострелковыми подразделениями» и назначаются в воинские части на должности командиров отделений и сержантов взводов.

В дальнейшем сержанты имеют возможность повышения квалификации на трехуровневой курсовой подготовке, которая предусматривает изучение основ военных дисциплин и назначение должности:

- сержантов рот и батальонов;

- сержантов бригад и выше.

В настоящее время в Кадетском корпусе МО РК проходят обучение 471 кадет.

 

– По каким специальностям обучают в Военном институте Сухопутных войск? Какие специальности были открыты в последние годы и планируется ввести в перспективе? Сколько офицеров из иностранных государств являются выпускниками ВИ СВ?

 – В одном из главных военных вузов страны – Военном институте Сухопутных войск готовят танкистов, десантников, артиллеристов, военных инженеров, офицеров воспитательных структур, мотострелковых, автомобильных войск, ракетно-артиллерийского обеспечения войск, продовольственного, вещевого обеспечения жидким топливом, специалисты бронетанкового вооружения и техники. С 2016 года появились новые специальности – менеджмент в военном деле, логистика в военном деле, юриспруденция в военном деле, биотехнологии и экология в военном деле, Инженерные системы и сети в военном деле. Также начата подготовка военных психологов, специалистов войсковой разведки, десантно-штурмовых войск, материально-технического обеспечения, военно-медицинского обеспечения. Срок обучения - 4 года.

Военный институт Сухопутных войск осуществляет подготовку офицерских кадров по специальностям: 

В образовательные программы военных учебных заведений введены новые дисциплины, развивающие логическое мышление и лидерские качества («логика», «лидерство и стиль управления», «военная этика», «политология и геополитика», «религиоведение», «информационная безопасность», «история современных войн» и др.).

С момента обретения независимости выпущено 204 офицеров армии иностранных государств.

 

– Расскажите о работе Военного института Сил воздушной обороны (специальности, сроки обучения, количество выпускников).

– Военный институт Сил воздушной обороны осуществляет подготовку офицерских кадров по специальностям: «Летная эксплуатация воздушных судов в государственной авиации», «Авиационная техника и технологии в государственной авиации», «Летная эксплуатация беспилотных летательных аппаратов».

Срок обучения составляет 4 года. Выпуск в 2017 году составил 83 офицера.

В ВИ СВО в 2016 году создан военно-медицинский факультет, а также начата подготовка кадров по специальности «Управление беспилотными летательными аппаратами».

 

– По каким специальностям обучают в Военно-инженерном институте радиоэлектронике и связи? Какие специальности были открыты в последние годы? Какие планируется ввести в перспективе? Сколько выпущено специалистов с момента основания вуза?

 – Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи осуществляет подготовку офицерских кадров по специальностям: «Радиосвязь и радионавигация», «Сети связи и системы коммутации», «Радиотехника радиотехнических войск», «Автоматизированные системы управления», «Организация и технология защиты информации. Контроль защиты государственных секретов», «Организация связи и коммуникаций», «радиотехника зенитных ракетных войск одноканальных систем стартовое оборудование ЗРК С-75, С-125», «Радиотехника зенитных ракетных войск одноканальных систем радиотехническая батарея ЗРК С -75, С-125», «Радиотехника зенитных ракетных войск многоканальных систем. Стартовое и технологическое оборудование», «Радиотехника зенитных ракетных войск многоканальных систем. Радиотехническое оборудование», «Радиотехника. Эксплуатация ЗАК, ЗПРК, ЗРК ближнего действия и их боевое применение», «Радиоэлектроника и инжиниринг в военном деле». Срок обучения - 5 лет.

С 2016 года в ВИИРЭиС начата подготовка специалистов радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, защиты информации и АСУ. С момента образования института выпушено около 1500 офицеров.

 

– Какую роль играет Национальный университет обороны в развитии военного образования Казахстана?

– Глава государства Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана в 1997 году, говоря об актуальности и значимости подготовки военных кадров для успешного военного строительства отмечал, что серьезное внимание будет уделяться развитию национальной системы военного образования, причем ведущую роль в решении этой задачи обеспечит Военная Академия Вооруженных Сил РК.

С образованием отечественной Военной Академии для подготовки офицеров среднего и высшего звеньев военного управления открылась новая страница в истории Вооруженных Сил страны. Стала формироваться полноценная национальная система военного образования, охватывающая подготовку военных кадров для всех уровней военного управления.

После выхода Указа Президента Республики Казахстан от 21 августа 2003 года «О мерах по совершенствованию системы военного образования», был проведен комплекс организационных мероприятий и Военная академия была реорганизована в Национальный университет обороны.

Сегодня НУО по праву стал лидером в Центрально-Азиатском регионе среди военных учебных заведений, осуществляя подготовку военных кадров не только для ВС РК, но и для армий государств-участников ОДКБ.

Национальный университет обороны включен в перечень военных учебных заведений по совместной подготовке военных кадров для ВС государств–членов ОДКБ.

В настоящее время в НУО проходят обучение офицеры из Республики Армения, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан.

Национальный университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы вошел в состав Евразийской ассоциации университетов, Оксфордского Академического Союза, Ассоциации Азиатских университетов.

С 2016 года, проводится работа по созданию Ассоциации высших военных учебных заведений СНГ, которая одобрена на СМО государств-участников СНГ. Впервые создан Координационный Комитет государств-участников СНГ по военному образованию.

 

– Сколько на сегодняшний день военных кафедр занимаются подготовкой резерва по военно-учетным специальностям? Какие изменения в систему обучения на военных кафедрах были внедрены в последние годы?

– Военная подготовка граждан на военных кафедрах вузов по программам офицеров запаса организуется и осуществляется с целью подготовки мобилизационного резерва страны по военно-учетным специальностям на основе получаемого высшего профессионального образования, а также создания резерва для дополнительного комплектования первичных должностей офицерского состава Вооруженных Сил РК по текущему некомплекту.

Подготовка студентов по программе офицеров запаса осуществляется на 29 военных кафедрах при гражданских высших учебных заведениях Казахстана, из них по регионам: в северном регионе - 10 кафедр; в южном регионе – 12 кафедр; в восточном регионе – 3 кафедры; в западном регионе – 4 кафедры.

Военная подготовка студентов является дополнительным видом обучения и слагается из теоретического и практического курсов обучения, учебного сбора для студентов-юношей и профессиональной практики для студентов-девушек.

В 2016 году на военных кафедрах рабочие учебные планы были обновлены на каждую военно-учетную специальность с учетом поступления в войска новых образцов вооружения и военной техники.

В системе подготовки офицеров запаса используется современные образовательные технологии и формы обучения, повышающие усвоение учебного материала студентами. Основными видами занятий являются тактические (тактико-специальные) занятия, тактико-строевые занятия.

Тактические (тактико-специальные) занятия направлены на подготовку студентов в вопросах организации, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими в бою. Это основной вид занятий по практическому обучению студентов на местности и на учебном центре (полигоне). На этих занятиях студенты действуют в качестве номеров боевых расчетов или в роли командиров подразделений, совершенствуя ранее приобретенные или приобретая новые навыки и умения по выполнению обязанностей солдат и командиров в бою.

Обучение на военных кафедрах производится по более 70 специальностям.

В целях исключения дефицита по востребованным специальностям, а также своевременного обеспечения текущей и мобилизационной потребности Вооруженных Сил офицерскими кадрами, ежегодно определяется государственный заказ на подготовку офицеров запаса с учетом особенностей современных войн и военных конфликтов.

 

– В каких специалистах существует на сегодняшний день дефицит?

– В настоящее время в ВС РК существует дефицит по специальностям «кибер и информационная безопасность», а также «радиоэлектронная разведка и радиоэлектронная борьба».

 

– Какие принципиально новые специальности и направления планируется внедрить в военные вузы страны? Зарубежный опыт каких стран и по каким направлениям представляется возможным внедрить в систему подготовки в казахстанских военных вузах?

– Министерством обороны РК разработан и утвержден новый перечень военных специальностей и квалификаций, где военные специальности расширены и социализированы. Это позволит военнослужащим после увольнения в запас найти применение своим профессиональным качествам в гражданской сфере.

Также в данном перечне предусмотрены новые востребованные специальности, в частности в области кибер и информационной безопасности.

В систему подготовки военных учебных заведений МО РК внедряются опыт ведущих зарубежных стран дальнего и ближнего зарубежья (Россия, Белоруссия, США, Турция, Индия и Китай).

 

– Безусловно, новые технологии регулярно появляются, в том числе и в военной сфере: лазерное оружие, беспилотные летательные аппараты, боевые роботы и т. д. Какая проводится работа по изучению (внедрению, противодействию) новых мировых разработок.

– В период с 2012 года по 2016 год подведомственными Министерству обороны научными организациями (АО «Центр военно-стратегических исследований» и ТОО «НИИ «Казахстан инжиниринг») проведено 83 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. С 2015 года в НУО открыты и успешно функционируют две высокотехнологичные лаборатории: «Инженерно-технического профиля» и «Центр научно-технической информации». Кроме того, Министерством обороны проводится работа по созданию лабораторий: военно-космических технологий; информационной безопасности; защиты информации на базе ВИИРЭС и др.

В 2016 году в НУО, в рамках проводимых организационно-штатных мероприятий на базе Научно-исследовательского института НУО создан Военно-научный центр, включающий в себя два научно-исследовательских института: НИИ военного искусства; НИИ вооружения и военной техники.

В ВНЦ в рамках Военно-технического консорциума совместно с Назарбаев Университетом, Евразийским национальным университетом, Казахским национальным университетом им. Аль-Фараби, Казахским национальным техническим университетом им. Сатпаева, Академией военных наук, АО НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» проводятся исследования в интересах отечественного ОПК по разработке опытно-конструкторских образцов БПЛА тактического звена; разработке казахстанского роботизированного огневого комплекса (КРОК); разработке прототипа водородной установки для двигателей внутреннего сгорания автомобилей военного назначения.

 

– Сколько казахстанцев прошли обучение в зарубежных вузах?

Всего 459 человек обучились в военных вузах других стран, из них 164 офицера, 295 курсантов. Больше всего обучались в военных вузах Российской Федерации – 139 человек, Республики Беларусь – 10, пятеро в США, трое обучились в Турции, двое в Корее.

 

– Выделите общие тенденции в сфере военного образования: к примеру, увеличился ли конкурс на поступление в военный вуз? Повысился ли интерес молодежи к карьере военного? Как изменился общий уровень подготовки военных кадров в нашей стране?

– Анализ итогов работы приемных комиссии в военных учебных заведениях и государственной аттестационной комиссии за последние три года показал в целом увеличение количества желающих поступить в военные вузы. Если раньше в Военный институт Сухопутных войск и ВИИРЭиС на одно место претендовали 1-2 человека, то сейчас 2-3 человека борются за одно место. Больше желающих в Военный институт Сил воздушной обороны –3-4 человека на место. По результатам ГАК и отзывам командиров воинских частей уровень подготовки офицеров – выпускников военных учебных заведений МО РК значительно вырос, в части касающиеся практической составляющей (увеличение срока прохождения войсковой стажировки, количество практических занятий на ВВТ).


Көшірмеге қайта келу
Пікірлер
Тақырып бойынша материалдар:

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"