Максут Жумаев: "Казахстанской армии нужна горная дивизия"

Военнослужащим необходимо быть готовым к отражению атаки противника с любой позиции. Современные вооруженные конфликты показывают, что нередки нападения агрессора в горной местности. Для Казахстана это особо актуально, поскольку 10% территории нашей страны занимают горы, которые проходят как раз по госграницам. О том, как проводится горная подготовка в войсках, мы узнали у знатока военного альпинизма, инструктора по горному альпинизму Центрального спортивного клуба армии МО РК старшего лейтенанта Максута Жумаева.

– Когда в Казахстане стал использоваться термин «военный альпинизм» и заговорили о горной подготовке военнослужащих?

– О военном альпинизме заговорили еще до Великой Отечественной войны. Уже в то время под Алматы на базе «Горельник», созданной в 1932 году, готовили военных альпинистов, которых потом отправляли на Кавказский фронт. Именно они и определили исход войны на Кавказе. Позднее уже в Советское время востребованность в горных специалистах остро обозначилась во время военных действий в Афганистане. Появилась проблема в подготовке военнослужащих по ведению боевых действий именно в горах с применением тяжелой техники. На этом фоне при Среднеазиатском военном округе была создана команда по горной подготовке – это была сборная военных альпинистов Центрального спортивного клуба армии, которая являлась одной из сильнейших в Советском союзе. И костяк этой сборной составляли альпинисты Казахстана. Это было большим показателем. Секция по альпинизму при ЦСКА была одной из сильнейших, куда попадали лучшие спортсмены страны. И главное, что спортсмены со всего Советского союза пытались попасть именно в спортроту Алматы, потому что здесь был очень сильный тренерский состав. В их числе был тренер Ерванд Тихонович Ильинский. Это человек, через руки которого прошли все ведущие альпинисты не только страны, но и мира. Кроме того, попасть в спортивный клуб армии САВО, расположенный в Алматы, хотели, потому что здесь была возможность тренироваться. В перестроечное время и уже при образовании Вооруженных Сил независимого Казахстана о горной подготовке военнослужащих забыли. И буквально несколько лет тому назад мы все-таки возродили эту команду. Сначала она называлась командой по альпинизму и скалолазанию, на данный момент – это команда-инструкторов по горной подготовке. Наша заслуга заключается в том, что мы сумели сохранить кадры. В частности, в эту команду вошли ведущие спортсмены, абсолютные чемпионы по скалолазанию РК, ведущие альпинисты Казахстана, такие, как лейтенант Василий Пивцов, в нее вхожу и я – старший лейтенант Жумаев.

– Что представляет собой нынешняя альпинистская команда Казахстана? Можно ли сегодня говорить о казахстанской сформировавшейся альпинисткой школе?

– Безусловно. Казахстанская школа альпинизма и военного альпинизма не родилась из ничего. Она является правопреемницей еще той советской школы, той славной истории, которую делали наши старшие товарищи, такие, как Валерий Хрищатый, Казбек Валиев и другие выдающиеся спортсмены-альпинисты. Сейчас на территории Казахстана альпинистские кадры куются в Центральном спортивном клубе армии МО РК. Мы стараемся поддерживать два вида спорта – и альпинизм, и скалолазание, для того, чтобы у нас, как у команды по горной подготовке, были кадры, которые в дальнейшем смогут работать. На сегодняшний день мы ведем большую работу с Научно-исследовательским институтом по горному туризму при университете «Туран», где готовят инструкторов по туризму в плане дальнейшего развития и увеличения кандидатов в нашу команду.

Сборы по горной подготовке

В прошлом году говорили, что Министерство обороны РК работает над единой концепцией организации горной подготовки военнослужащих. Что под этим подразумевается?

– Сейчас программу горной подготовки проходят только определенные войсковые части и подразделения Вооруженных Сил. В общую концепцию мы хотим включить горную подготовку для абсолютно всех боевых подразделений ВС РК и других воинских формирований. Это будет не только спецназ, но и Сухопутные войска, Аэромобильные войска, все войска быстрого реагирования, стоящие на острие атаки. В дальнейшем, я надеюсь, эта концепция станет неким объединяющим элементом горной подготовки всех военизированных подразделений. Потому что Казахстан имеет большую территорию, и охрана ее государственных границ, которая осуществляется Пограничной службой КНБ РК, производится в пределах приграничной территорий – самых уязвимых местах в обороне. То есть для бойцов-пограничников горная подготовка также необходима. Говоря о современных угрозах и вызовах, мы видим, что идет локализация военных очагов, перемещение их из городской среды – в горную. И абсолютно всем военнослужащим необходимо правильно выполнять поставленные задачи. Специалисты-профессионалы по горной подготовке работают в Министерстве обороны РК, значит надо исходить отсюда. Не надо на местах придумывать велосипеды, потому что в этом быстро меняющимся мире мы можем не успеть к современным тенденциям и новым вызовам. Надеюсь, работа над общей концепцией, которая ведется внутри Министерства обороны РК, будет согласованной и послужит хорошей основой на усиление обороноспособности всей страны в плане горной подготовки военнослужащих и охраны горных территорий страны.

– Сейчас военнослужащие проходят горную подготовку уже по новой программе?

– Нового сложно придумать. Здесь мы говорим об увеличении спектра знаний, которые инструкторы-альпинисты предоставляют бойцам. Если еще несколько лет назад, при образовании нашей казахстанской команды по горной подготовке военнослужащих, работа велась с начального уровня подготовки НП-1 – самого простого уровня знаний, который мы предоставляем подразделениям, то на сегодняшний день, нового мы не изобретаем, а переходим на следующий шаг – высший уровень горной подготовки. Если раньше мы готовили условно офицерские составы, то сейчас стремимся увеличить работу именно с инструкторами по горной подготовке. Поскольку команда у нас условно небольшая, а объем работы большой, то необходимо работу эту выполнять на местах. Одно дело, когда мы приезжаем и один раз в году проводим занятия для подразделений, другое, когда у этих подразделений есть круглогодичная подготовка, и к нам они приезжают уже либо на экзамены, либо на повышение квалификации. Вот над этим мы работаем.

Помимо практической работы, мы также работаем над методической. Было выпущено методическое пособие, учебники по горной подготовке уже были, в их основу вошли еще советские книги по альпинизму. Что-то новое придумать сложно. Меняются определенные элементы снаряжения и экипировки в плане увеличения технологичности и функциональности материалов, но навыки горного восхождения не меняются.

– Что дают соревнования по альпинизму и скалолазанию среди сборных команд Вооруженных Сил РК?

– Два года назад на одном из алматинских полигонов мы впервые в СНГ провели соревнования по горному троеборью, в которых участвовала команда из России. В прошлом году был проведен чемпионат по горному двоеборью на приз начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РК. Это не просто соревнования на выявление лучших, это возможность оценить уровень подготовки подразделений, их профессионализм, отметить недостатки и пробелы в знаниях по горной подготовке и потом, в дальнейшем, на эти вещи акцентировать внимание. В 2016 году мы планируем провести так называемую «Военную альпиниаду» – масштабное соревнование международного уровня в новом формате. У воинских подразделений уже есть план подготовки к этим соревнованиям. Время проведения – лето. Потому что на данный момент имеются возможности проведения таких соревнований только в этот период.  

Чем отличается военная и гражданская система альпинизма?
Если цель альпиниста-спортсмена – покорить неприступную вершину, то для военнослужащих горных подразделений в этом нет тактического смысла. Их задача в горах – уметь захватить и удержать перевал или тропу, по которым противник задумает перебрасывать людей, вооружение и технику.
  – Как проводится горная подготовка зимой?

– Сейчас у нас есть пробел в горной подготовке в зимний период времени.  Нужна материально-техническая база. Остро стоит вопрос о реанимировании Центра горной подготовки под Алматы, который был военной базой альпинистов ЦСКА. Сегодня регулярные горные подготовки начинаются тогда, когда горы освобождаются от снега, уходит лавинная опасность. Но, как было сказано выше, согласно плану общей концепции, мы работаем над внедрением круглогодичной подготовки. Наши подразделения должны адекватно реагировать на все задачи, поставленные командованием.

– На какие моменты в горной подготовке военнослужащих обращается особое внимание?

– В первую очередь, это прохождение программы НП-1. У нас не много подразделений, которые акцентируются на горах. Если бы у нас была горная дивизия, которая выполняла бы только горные задачи, был бы совсем другой разговор. На данный момент к нам приезжают военнослужащие из прикаспийской низменности, центральных и южных регионов, то есть, с тех мест, где гор нет. Наша задача – ознакомить бойцов с реалиями горной местности. Мы показываем, что такое горы. Как правильно и безопасно с ними работать. Это элементарные знания – работа на скалах, на льду, ориентирование в горах, прокладка безопасного пути, расчет времени. В летний период – это грозы, камнепады, дожди. Зимой – лавины, низкие температуры. Такой вопрос как выживание в горах, это вообще отдельная тема, которую тоже нельзя обходить стороной. Помимо этого, есть такое понятие, как предчувствие, опыт, который нарабатывается с годами. Мы работаем над всем понемногу. Но в дальнейшем надо работать более углубленно – внедрять элементы проведения боевых действиях в горах. Эта работа требует усилий многих административных подразделений. Ведь мы спортсмены, не боевики, ни у одного из членов нашей команды нет опыта проведения боевых операций. Но мы  надеемся, что в ближайшее время, как минимум, усилим работу по обмену опытом. К примеру, скоро к нам приедут россияне, в свою очередь мы планируем участвовать в «Эльбрусском кольце» – уникальном соревновании на базе Центра горной подготовки и выживания «Терскол» Центрального спортивного клуба Армии РФ в Кабардино-Балкарии.

– Как оцениваете уровень подготовки казахстанских военнослужащих, проходящих горную подготовку?

– У нас достаточно хороший уровень подготовки тех военнослужащих, которые не первый год приезжают к нам и проходят горную подготовку. Каждый год мы улучшаем работу, вводим что-то новое. Одни и те же задания не отрабатываем. Занятия усложняются, увеличиваются горные походы. Техника горных переходов отрабатывается именно в походном марше, а не просто на одной базе.

– Есть норма, которая определяла бы, сколько часов должны тренироваться военнослужащие в горах?

– Чем больше, тем лучше. Норм нет. Горы – это такая стихия, которая меняется в течение пяти минут. Сейчас лето, жара, налетели облака, пошел снег, температура упала до минус 50. Это вещь, которой надо жить.

– Перспективы развития горной подготовки в ВС РК?

– Чтобы наши войска были боеспособными, нам необходимо создавать горные дивизии, которые имеются во всех европейских странах. Мы не подстраиваемся под реалии, нам просто надо это делать. Без вопросов и компромиссов. Это реальная суровая необходимость, которую надо принимать адекватно, чтобы родные и близкие спали спокойно.

Краткая справка:
Максут Жумаев, капитан сборной альпинистов РК, сильнейший альпинист мира, покоритель 14 восьмитысячников мира. В 1996 году записался в секцию альпинизма при ЦСКА. Выполнил спортивный разряд, который позволил поступить на срочную службу в ряды ЦСКА. С 1996 по 1998 года проходил срочную службу в ЦСКА. С 1998 года и по сей день является спортсменом ЦСКА уже на контрактной основе.


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Пікірлер
Тақырып бойынша материалдар:

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"