«Спецназ из Казахстана»: история второго мусульманского батальона

...Старший лейтенант уже собрал вещи и ждал транспорт, который перебросит его на военный аэродром в Баграме, а оттуда на Родину — в Советский Союз. В полевом лагере, где он находился, фактически оставались только выздоравливающие и легкораненые. Беда пришла неожиданно — в соседнем районе «духи» расстреляли наш вертолет. Выживших не было. Однако спецназ не бросает своих даже мертвыми. Чтобы забрать тела, в район падения было принято решение десантировать группу. Старлей не колебался ни минуты — и рядом с ним встало еще восемь бойцов. Однако первый же спрыгнувший на землю солдат упал замертво — вражеская пуля попала ему в грудь. Завязался жестокий бой, в котором спецназовцам противостояло около трехсот боевиков.

В декабре свет увидит новая книга председателя Карагандинского областного Совета ветеранов Вооруженных Сил РК полковника Амангельды Жантасова. Во время войны в Афганистане он служил заместителем командира роты в 177-м отдельном отряде специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба СССР. Неофициально отряд носил и другое наименование - «Второй мусульманский батальон». Дело в том, что незадолго до ввода войск в Афганистан советским командованием было принято решение сформировать несколько частей спецназа, укомплектованных представителями среднеазиатских национальностей. Знание тюркских языков и обычаев давало им немалое преимущество — они, переодевшись в афганскую одежду, могли дерзко действовать в тылу противника. Первый такой батальон состоял из таджиков, узбеков и туркмен, вместе с легендарной «Альфой» он принимал участие в штурме дворца Хафизуллы Амина. Второй мусульманский батальон формировался на базе 22-й отдельной бригады спецназа в казахстанском городе Капчагай. Чтобы ввести в заблуждение противника, спецназовцы носили знаки различия воздушно-десантных войск.

Свою новую книгу, которая называется «Второй мусульманский. Спецназ из Казахстана», Амангельды Темиржанович писал последние два года. До этого он уже опубликовал книгу «Отряд Кара-майора», посвященную действиям подразделения в Афганистане, а также своему командиру — тогда еще майору Борису Керимбаеву (ныне полковник в отставке). «Кара», то есть «черным майором» его прозвали афганские душманы, пораженные дерзкими и смелыми действиями спецназовцев. За его голову было назначено немалое вознаграждение. Достаточно сказать, что 177-й отряд остается в истории как единственное формирование спецназа, которое длительное время применялось не по прямому назначению разведывательно-диверсионной специфики, а в качестве горнострелкового формирования для захвата и удержания высокогорных укрепрайонов душманов. В общей сложности отряд противостоял в Панджшерском ущелье отрядам Ахмад Шах Масуда 9 месяцев - с июня 1982 года по март 1983-го. В итоге подобного противостояния, Масуд был вынужден пойти на перемирие. Ни до, ни после «2-го мусульманского батальона» задачи подобного характера и продолжительности перед формированиями специального назначения в Афганской войне не ставились.

- Что для меня означает патриотизм? С таким же успехом можно спросить: «Вы свою маму любите?» По-моему, это явление само собой разумеющееся. Патриотизм — это любовь. Любовь к родному дому, к аулу, в котором ты родился, любовь к своей стране. Как можно этому научить? Это впитывается с детства, с молоком матери. Кроме того, если ты любишь свою Родину, ты должен выбрать свой путь служения ей. Кто-то хлеб выращивает, кто-то на заводе трудится. А я взял в руки оружие и защищал свою страну, такой путь выбрал. Об этом и рассказываю в своей книге - о конкретных людях, о конкретных поступках, о конкретных боях. В ней нет пафосных рассуждений, это все слова, а человека определяют его поступки. Я горжусь тем, что мои солдаты, с которыми я служил и воевал, они действительно показывали высший пилотаж. Никто не убегал от войны — это главный показатель. Солдат мог дезертировать и отсидеть за это несколько лет в тюрьме, зато его бы не убили, он не подорвался бы на мине. Но наши люди возвращались в Афганистан — и после отпусков, и после ранения. Не уходили с поля боя. Громкие слова здесь излишни, это и так подразумевается само собой, что мы это делали во имя Родины. Из всего этого вырастает образ воина, который и есть патриот, - рассказывает Амангельды Жантасов.

Должность заместителя командира роты — не кабинетная, говорит он. Часто приходилось заменять офицеров, убывших в отпуск или по ранению. Поэтому практически все, о чем рассказывает ветеран, происходило у него на глазах.

- Служил у нас капитан Батуев родом из Бурятии, который вместе с группой оказался в окружении в предгорье. Они выполнили боевую задачу и во время отхода попали в засаду. Группа могла уйти в горы, но у них на руках был раненый солдат. А в горах вертолет для эвакуации не сядет. Капитан принял решение — занять оборону. И держался, пока не подоспела подмога. Когда вертолет прибыл, в него загрузили одного убитого и одного раненого. А оставшиеся в живых оторвались от противника, встретились со второй нашей разведгруппой — и ушли на базу. Это же подвиг! Через несколько месяцев капитан Батуев погиб, подорвался на мине. Если бы он был жив, сейчас ему было бы 65 лет. В этом году мы ездили к нему на родину, в честь него здесь проводился республиканский турнир по вольной борьбе. Посетили и его могилу. Другой пример. Старший лейтенант Айдаров, командир группы из нашей роты, уже готовился убыть в отпуск, в Союз. В это время два вертолета выполняли задачу в соседнем районе, один из них был сбит. Надо вывозить трупы, а второй вертолет не может сесть из-за сильного огня. По рации вызвали помощь, к месту падения направили группу Айдарова. Ее десантировали. Первого выпрыгнувшего, рядового Чернова, убили сразу, пуля попала в грудь. Айдаров вместе с солдатами зарывается в землю, в воронку от бомбы. А духов было очень много, потом докладывали, что около 300. Представьте, 8 человек против трех сотен! Они удерживали позиции, пока не пришла эскадрилья Ми-24. Проутюжили все вокруг, разогнали душманов, после этого вертолет смог сесть. Собрали останки и ушли, - вспоминает ветеран.

Большинству служивших в отряде парней было по 20 лет. Сейчас те из них, кто остался в живых, ежегодно встречаются 29 октября в Алматы, в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев. В этот день 177-й отряд спецназа ГРУ был направлен в Афганистан.

Амангельды Жантасов говорит:

- Вот я родился и вырос в Казахстане, в одном из аулов Кокчетавской области. Все, что окружает этот аул, делает его прекрасным. Я тосковал по родной земле, когда служил в Афганистане, затем — в Украине и Польше. Это и есть ответ на вопрос: «С чего начинается Родина?» Наш Президент, Верховный Главнокомандующий, в своей статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» очень правильно об этом говорит. И за это пользуется у нас безграничным уважением. Он стоял у истоков создания современной казахстанской армии. И мы видим в нем своего командира.


Көшірмеге қайта келу
Пікірлер

Жүгіртпе / Лента