Летчик Плис Нурпеисов. Забытый подвиг крылатого разведчика

Подвиг славного сына казахского народа, отважного фронтового летчика-разведчика, Героя Советского Союза, гвардии старшего лейтенанта Плиса Нурпеисова, героически погибшего в конце войны под Берлином, заслуживает пристального внимания. Его фронтовой опыт может быть подспорьем в учебе для курсантов Военного института Сил воздушной обороны ВС РК имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова, для молодых военных летчиков  казахстанской армии.

Плис Нурпеисов воевал на фронте в 47-ом отдельном Краснознаменном гвардейском разведывательном авиаполку. Знали его в полку не иначе, как «летчик-разведчик - ас». Это гордое изречение прилипло к нему после тяжелых изнурительных боев на земле Украины, Белоруссии и за ее пределами, когда  казахский паренек, ставший грозой фашистов. Небо было для него родной стихией. Ведь в авиацию идут одержимые мечтой о бескрайних просторах неба. Великолепно чувствуя «Пе-2», экипаж летал там, где казалось, никто бы не смог. Он пользовался в части большим уважением и заслуженным авторитетом. А любили  однополчане  его за безумную храбрость, за то, что он шел на любое задание, каким бы трудным оно ни было.

Вот как вспоминал очевидец тех событий, ветеран части майор в отставке Марченко: «Весной 1944 года авиаполк участвовал в наступательных боях за выход наших войск на Неман и Вислу. Молодому пилоту Константину Дунаевскому, штурману Плису Нурпеисову и стрелку-радисту Алексею Волкову поручили разведать и сфотографировать важный железнодорожный узел. Объект прикрывала зенитная артиллерия противника. Подойдя к цели, Дунаевский  трижды  ее сфотографировал и ушел за облака. На пути к своему аэродрому наш самолет-разведчик атаковали три вражеских истребителя.  Долго продолжался неравный бой. Кончились боеприпасы, тогда Нурпеисов начал отстреливаться сигнальными ракетами. Фашистские летчики в замешательстве отстали. Вот и линия фронта, но мотор вышел из строя, пришлось идти на вынужденную посадку. Лишь глухой ночью экипаж добрался до своих. Задание было выполнено. Были и другие ответственные задания. Экипаж был там, где трудно, где могла немедленно потребоваться помощь.

Другой случай был связан с полетом в глубокий  тыл врага, где действовал наш партизанский отряд под руководством легендарного Сидора Ковпака, дважды Героя Советского Союза, и его немедленно надо было доставить в Москву, для решения неотложных вопросов. Командование поручило Плису Нурпеисову выполнить данное задание. Организатор партизанской борьбы на территории Украины Сидор Артемьевич Ковпак выразил слова искренней благодарности Нурпеисову за то, что он  сумел с завидным мастерством быстро  и безопасно его доставить в столицу и к месту дислокации партизанского отряда.

Ковпак, восхищаясь мужеством Плиса, заметил: «В нашем партизанском отряде есть твой земляк, тоже отважный партизан Касым Кайсенов». Нурпеисову приятно было слышать  от прославленного командира о  храбрости людях своего края. Плис заслуживал не только благодарности от таких легендарных личностей, как Сидор Ковпак, но и удостаивался именных часов от другого известного военачальника, тоже дважды Героя Советского Союза,  главного маршала авиации Александра Новикова. Александр Александрович наградил Нурпеисова за доставку ценных сведений о расположении вражеских сил в районе города Харьков. Тогда экипажу, где штурманом был  Нурпеисов, дважды пришлось совершать полеты за линию фронта с целью досконально произвести аэрофотосъемку. Плис обстановку оценивал скрупулезно, разгадывал намерения противника, делал точные расчеты. Благодаря настойчивости, въедливости штурмана удалось избежать ошибки.


Фронтовой летчик-разведчик, старший лейтенант Плис Нурпеисов среди боевых друзей

На самом деле, съемки подтвердили, что  гитлеровцы хотели ввести в заблуждение советскую разведку, создав лишь  макеты  техники из дерева, а в реальности собирали  свои силы  совсем в другом месте. В любых условиях крылатые разведчики действовали самоотверженно, основательно. Они серьезно готовили себя к каждому бою, помня крылатую фразу: «Воздушный сокол – это концентрированная воля, характер, умение идти на риск». Экипаж совершал одиночные вылеты в глубокий тыл гитлеровцев, добывая данные о противнике. Настоящие гвардейцы были гордостью части, на их примерах учились  молодые летчики.  В частности, Нурпеисов привлекал их своей грамотностью, ответственностью, интеллигентностью, чуткостью и заботливостью. И еще - яркой фронтовой биографией, храбростью. На его груди сверкали ордена Красного Знамени, Отечественной  войны первой степени. Не случайно подобным, как Плис, была посвящена песня в части:

 О славных гвардейцах,                                                                           

героях крылатых,

О тех, кто победу

на крыльях несет,

О скромных, простых,

бесстрашных ребятах

Победная слава вовек не умрет.

А был Нурпеисов простым обыкновенным парнем. Он родился в 1919 году в Казахстане. Родители до переезда жили в нынешнем Казалинском районе Кызылординской  области и сына назвали  именем реки «Біліс». Имя «Біліс» (в переводе с казахского языка означает известный) в свидетельстве о рождении написали «Плис». Видимо, ошибся человек,  заполнявший свидетельство о рождении. 

В том же году родители переселились в Ново-Александровск (ныне Торткуль), являвшийся тогда центром Каракалпакии. Здесь начинается его трудовая деятельность. В 1933 году Плис поступает в транспортный водный техникум в городе Чарджоу Туркменской ССР. Через два года он становится специалистом по водному транспорту и работает помощником капитана на судне «Альбатрос» на реке Амударья. Увлекшись литературой, поэзией, музыкой поступает в Государственный педагогический институт. Получив профессию учителя,  становится преподавателем   математики и физики в медучилище города Торткуль. Человечностью,  интеллектом он быстро заслуживает  авторитета и уважения среди преподавателей, детей.

Но беспосадочный перелет  экипажа под руководством Валерия Чкалова из Москвы в Ванкувер, дрейф папанинской четверки во льдах Северного Ледовитого океана не давала покоя Плису. В ту пору он тоже мечтал о подвигах и решил стать летчиком. Шел тридцать девятый год. Тревожное время. Для достижения цели приезжает  в Запорожскую область, где с отличием сдает экзамены в военно-воздушное училище в г. Мелитополь. Училище готовило летчиков-штурманов, но война не дала возможности завершить учебу.

Он в числе первых отправляется на фронт. Боевое крещение Нурпеисов получает в Сталинградской битве, совершая  бомбовые удары по наземным целям фашистов.  В те тяжелые дни сражения на боевом счету экипажа  «Пе-2» прибавилось несколько отлично выполненных заданий. В одном из боевых вылетов экипаж подстерегала беда - самолет попал под обстрел вражеского истребителя. Смельчаки израненного «Пе-2»,  вступив в схватку с фашистами, одержали победу. Задание было выполнено, но Нурпеисов истекал кровью, получив тяжелое ранение. Товарищи, вытащив его из горящего самолета, отправили в  военный госпиталь в город Иркутск. Врачи госпиталя сказали Плису, что жить будешь, но придется долго лечиться. После неимоверных  шести месяцев излечения, он получил предписание в часть, где ему предстояло переучиваться. Пока Нурпеисов лежал в госпитали, на вооружение поступала новая техника, менялась тактика ведения боя. На аэродроме близ Москвы, куда он прибыл,  учили летчиков  ведению боя в ночных условиях.  Давал им уроки сам известный участник спасения челюскинцев, командир авиадивизии, Герой Советского Союза, генерал-полковник Николай Каманин.

На «отлично» сдав экзамены, Нурпеисов вновь вернулся в свой гвардейский полк. Тут он пересел на «Ту-2». Несколько раз в день экипажу приходилось  вылетать  на разведку. Ни дождь, ни тяжелые, словно налитые свинцом, облака не мешали им выполнять боевое задание. Придерживаясь народной поговорки: «Птицу видать по полету», Плис в ходе боя действовал обдуманно и решительно, ибо знал, что каждая ошибка в небе, каждый промах - стоят жизни  всего экипажа.

Взметая облака пыли, самолеты оторвались от узкой полоски земли и скрылись в мглистом, сером небе. Только по гулу моторов можно было определить направление их полета.  Они шли к Берлину. Там кипел бой. Наконец-то, вот она, граница рейха! Под крылом - дороги Германии. На картах теперь мелькали незнакомые названия: Штендаль, Риза, Майсен, Галле, Глаухау, Магдебург, Дессау, Эрфурт, Оберхоф. И много других «штадтов», «дорфов», «бургов». По всем приметам, война близилась к концу. И была впереди долгожданная победа. Нурпеисов с боевыми товарищами спешил, рвался в бой, чтобы приблизить час окончательной расплаты с гитлеровцами. И разговоры между однополчанами шли о будущем. Люди мечтали о родном доме.

В последние дни войны фашисты пытались любой ценой задержать успешные действия советских войск, они отчаянно сопротивлялись, цеплялись за каждый оборонительный рубеж, за каждый город, деревню, превратив их в опорный пункт. 23 апреля 1945 года «Ту-2» Нурпеисова в очередной раз вылетел для разведки обстановки в район Берлина. Это был сотый боевой вылет экипажа. Когда самолет, выйдя из-за облаков, стал снижаться,  с земли враг открыл плотный зенитный огонь. Еще секунды… и объект заснят.  «Тушка» с ревом круто стала набирать высоту, в наушниках раздался тревожный голос Нурпеисова: «Командир, мессеры!». Они, налетев коршуном,  стали атаковать советский самолет. Завязалась схватка. Силы были неравными. Отважные соколы дрались до последнего. В полку – неожиданная тревожная весть: экипаж Нурпеисова не вернулся с боевого задания. Однополчане не верили в эти скупые слова: «не вернулся…». Да, экипаж героически погиб, а воздушные бойцы запомнили Плиса, как смелого, отчаянного, веселого и жизнерадостного человека. Ему всего было 25  лет! Он и его боевые товарищи  показали образцы чести, верности воинскому долгу, мужества и отваги. 

Так, наряду с деятельностью по уничтожению врага воздушные бойцы экипажа за годы войны провели успешную разведку и  провели аэрофотосъемку 78 городов и портов, 3646 железнодорожных эшелонов, 31 860 автомашин, 1 735 зенитных батарей, 925 кораблей и судов  др., тем самым внесли достойный вклад в достижение победы. Звание Героя Советского Союза было ему присвоено посмертно. Указ об этом вышел уже после войны, в августе 1945 года. Кстати, в  данном полку 9 гвардейцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них летчики, офицеры Иван Голубничий, Константин Дунаевский, Ефим Мелах, Анатолий Попов и др.

Более 70 лет прошло с того дня, как не стало Плиса Нурпеисова. Искры его души и образы других, не вернувшихся с войны, живут в памяти родных и близких Плиса –  Нурпеисовых,  Койкельдиевых.  Известно и о том, что в конце 1944 года храбрый летчик приезжал в отпуск к родным. Земляки тепло и радушно  встретили орденоносца. Рядом с Плисом тогда  были его добрая и любимая мама Альпеш и заботливые младшие братья  Жусипбай и Аметбай. Они подробно интересовались боевыми делами брата, фронтовыми друзьями-товарищами, посвятившими себя авиации, наградами, которыми герой был удостоен,  расспрашивали о том, чувствует ли он дыхание победы? У братишек было немало вопросов. Отпускник не лукавил, говорил искренне, как на духу. Жусипбай ага, отличник просвещения СССР, заслуженный учитель Республики Узбекистан, лауреат премии имени Н.Крупской, не раз  думал о брате, не дожившем до этих счастливых дней. Нестареющая память уносила его в далекое, грозное время войны, когда Плис приезжал в отпуск домой и рассказывал об опаленных порохом молодых годах.  И вот на  основе воспоминаний брата и архивных документов, он в 2009 году  на родном языке издал книгу «Жүрек жұтқан» («Храброе сердце») о герое - несомненно, достойном большего.

 Сапаргали ЖАГИПАРОВ


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Пікірлер

Жүгіртпе / Лента