Социальная модернизация в Казахстане: уверенными шагами к благополучию общества

За 25 лет независимости Казахстан осуществил колоссальные экономические и политические преобразования, которые привели к повышению авторитета страны на мировой арене. Отдельного внимания заслуживает социально-экономическое развитие, в фокусе внимания которого - забота о каждом казахстанце. И как выразился Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «это необходимо, потому что от решения социальных вопросов зависит жизнь и каждодневное самочувствие всех граждан нашей страны». Предлагаем вашему вниманию рассмотреть, каких наиболее значимых достижений удалось достигнуть нашей стране в социально-экономическом плане за четверть века, а также подробно остановиться на Программной статье Президента «Социальная модернизация Казахстана": Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», которая дает ответы на вопросы, каким должно быть наше общество в условиях глобальной нестабильности, в условиях нового века, чтобы устоять перед кризисными ветрами.

Приоритетные направления

В этом году Казахстан отмечает 25 лет с момента обретения независимости. За эти годы страна достигла немалых высот. Казахстан на сегодняшний день относится к числу наиболее динамично развивающихся экономик мира, более 65 процентов совокупного дохода Центральной Азии представлено экономикой Казахстана при том, что население страны – это лишь четверть общего населения региона.

Казахстан, превратившийся за рекордно короткий промежуток времени из никому не известной страны в сильное, стабильное и успешное государство, имеющее свой собственный путь развития и видение будущего, на сегодняшний день уже делится опытом на ведущих диалоговых площадках мира и является надежным партнером как восточных, так и западных государств. Происходит успешная интеграция республики в мировое сообщество - Казахстан является членом наиболее авторитетных международных организаций – ООН, СНГ, ЕАЭС, ШОС, ОБСЕ, ТС, ОДКБ, ОИС и иных межгосударственных объединений.

  
Казахстан входит в несколько авторитетных международных организаций. Фото sarbaz.kz

Одной из наиболее значимых особенностей Казахстана, свидетельствующей об успешности и грамотности реализуемой в стране стратегии развития является политическая стабильность и межнациональное согласие. Единство народов – достояние Республики Казахстан. Созданная еще в 1995 году Ассамблея народа Казахстана является уникальным на постсоветском пространстве органом, представляющим интересы всех проживающих в стране этносов.

В Казахстане мирно живут более 120 различных этносов

За годы независимости в Казахстане радикально реформирована экономика, что позволило обеспечить становление и развитие рыночных отношений в стране. Показатель ВВП на душу населения показывает уверенный рост, в 2015 году он составил 11028$. Однако, следует понимать, что необходим оптимальный баланс между экономическим ростом  и обеспечением социальных благ. Неотделимость экономических трансформаций от социальных преобразований, формирование социально ориентированной экономики – один из наиболее значимых аспектов реформ Лидера нации Нурсултана Назарбаева, реализуемых в стране долгосрочных стратегий, таких как «Казахстан – 2050», а также программы крупнейшей в стране партии «Нур Отан».

Реализуемый в стране стратегический курс позволил создать за годы независимости прочный фундамент социально-экономического прогресса, который, в свою очередь, способствовал формированию грамотной социальной политики государства, отвечающей требованиям социальной справедливости и адекватной ожиданиям населения.

В начале 90-х годов радикальные преобразования всей общественно-экономической системы Казахстана обусловили возникновение совершенно новых социальных рисков, с которыми страна не сталкивалась, будучи составной частью СССР. Эта сложная и непривычная для страны ситуация характеризовалась высоким уровнем рисков потери работы, повышения цен, невозможности получения качественных медицинских и образовательных услуг.

В период с 1991 по 1995 годы были заложены основы демократического режима и казахстанской государственности. В эти непростые годы на фоне высокого уровня инфляции, безработицы, спада производства основной задачей социальной политики государства было недопущение усиления напряженности в обществе, с которой стране удалось справиться – несмотря на сложившуюся ситуацию, государство предпринимало шаги по смягчению последствий кризиса и старалось обеспечить защиту наиболее уязвимых категорий населения.

Основным достижением следующих пяти лет стало принятие Конституции, в которой нашли отражение основные права граждан, в частности, касающиеся гарантий по социальной защите и поддержке. Принятая в 1997 году Стратегия «Казахстан-2030» в качестве главного приоритета дальнейшего развития страны обозначила построение процветающего стабильного государства, отличительной чертой которого должно стать национальное единство, социальное равенство, благосостояние всех граждан. Принятие Стратегии сделало Казахстан первым государством среди постсоветских стран, которое встало на путь долгосрочного стратегического планирования. Во второй половине 90-х годов также были проведены значительные реформы в сфере социальной защиты населения – так, 1998 год стал началом пенсионных реформ в Казахстане. Принятый в 1999 году Закон «Об образовании» ознаменовал новый этап в развитии образовательной системы страны, в которой только начали наблюдаться первые позитивные тенденции.

В 2001-2006 годы произошел прорыв в социально-экономическом развитии Казахстана – неуклонный рост благосостояния населения, решение ряда актуальных социальных проблем стали отличительной чертой этого периода. Была сформирована  многоуровневая  система социального обеспечения, основными звеньями которой стали базовые социальные выплаты, солидарные пенсии из государственного бюджета, пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и пенсионные выплаты за счет добровольных пенсионных взносов. Данная система позволила распределить ответственность между государством, работодателем и работником.

Образовательная сфера также претерпела ряд значимых изменений – в 2001-2005 годах в стране реализовалась государственная программа «Образование», уделявшая значительное внимание проблеме совершенствования модели современной сельской школы, а также вопросам дошкольной подготовки детей. Программа предполагала внедрение инновационных технологий обучения, обновление образовательной базы – введение современных учебных программ, учебников и т.д.


Что касается рынка труда, то здесь следует отметить принятие в 2001 году Закона «О занятости населения», в котором изложены два основных принципа формирования отношений в трудовой сфере в соответствии с требованиями рыночной экономики. Первый принцип – предоставление человеку права выбора относительно участия либо неучастия в общественном труде. И второй – обеспечение со стороны государства прав на труд, поддержки в трудоустройстве и материальной поддержки в случае безработицы.

Мировой финансово-экономический кризис, как известно, оказал негативное влияние на объемы социальных расходов многих стран мира. Однако в Казахстане с 2007 по 2011 год размер заработной платы работников бюджетной сферы вырос в 2 раза, а средний размер пенсии — в 2,6 раза. В целом, можно утверждать, что в период мирового финансового кризиса страна сумела сохранить положительную динамику развития.

Нижеследующие графики красноречиво свидетельствуют о том, каких значительных результатов сумел достичь Казахстан в течение рассмотренного периода.

Инфографика sarbaz.kz 

Инфографика sarbaz.kz 
Инфографика sarbaz.kz 

Инфографика sarbaz.kz 

 Таким образом, мы видим, что в стране за годы независимости создан прочный фундамент социально-экономического прогресса, позволяющий осуществить стратегию социальной модернизации Казахстана, идею которой впервые Нурсултан Назарбаев озвучил в послании народу Казахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе!». В послании Лидер нации обозначил контуры будущей стратегии социальной модернизации, выделив несколько основных направлений в данной сфере, а именно: модернизация образования, реформы в сфере здравоохранения, развитие языков, новая стратегия занятости, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение казахстанцев качественной питьевой водой, повышение доходов населения.

27 января 2012 года Президент выступил с очередным посланием народу - «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», в котором говорит о том, что «социальная модернизация – это центральный вопрос деятельности Парламента и Правительства, всех ответственных сил Казахстана – партий, общественных объединений, творческих и профессиональных союзов, средств массовой информации, всех патриотов нашей страны».

Нурсултан Абишевич, называя социально-экономическую модернизацию главным вектором развития Казахстана в ближайшее десятилетие, выдвигает десять приоритетных направлений решения задач в данной сфере.

Первое направление – повышение занятости казахстанцев. В своем послании Президент упоминает об утвержденной Правительством 31 марта 2011 года «Программе занятости 2020», которая должна стать фундаментом осуществления необходимых преобразований в сфере занятости населения. В рамках Программы предполагается решить три основные задачи:

1. Формирование эффективной системы обучения и содействие в трудоустройстве  самозанятого, безработного и малообеспеченного населения;

2.  Развитие предпринимательства на селе;

3.  Повышение мобильности трудовых ресурсов.

Второе направление – доступное жилье. Президент поставил задачу ежегодно вводить по 6 миллионов квадратных метров нового жилья, а также задачу по обеспечению собственным жильем молодых семей путем ввода в эксплуатацию новых площадей арендных жилых помещений.

Третье направление – развитие регионов. 26 июля 2011 года Правительством Республики Казахстан была утверждена Программа «Развитие регионов», в соответствие с которой перед государством стоят следующие цели: выявление факторов, препятствующих социально-экономическому развитию регионов и поиск путей их эффективного решения, развитие сельских регионов, создание долгосрочных центров экономического роста, развитие агломераций, финансовая поддержка регионов.

Четвертое направление – повышение качества государственных услуг населению путем развития Электронного правительства и упрощения административных процедур. Нурсултан Абишевич также говорит о необходимости активного освоения казахстанцами информационных технологий и повышения компьютерной грамотности населения, в том числе при помощи различных стимулирующих инструментов

В качестве пятого направления выделена подготовка высококвалифицированного политического класса управленцев. Предполагается создание специальной комиссии, которая будет заниматься подбором подходящих кандидатур на руководящие должности в соответствии с их уровнем образования и профессионализма, моральными и иными качествами, необходимыми для успешной деятельности в роли управленческой элиты Казахстана.

Шестое направление – совершенствование судебной и правоохранительной  систем. Президент призывает всю судебную систему к повышению ответственности и квалификации. Разработка нового Уголовно-процессуального кодекса, укрепление системы арбитражных и третейских судов, переаттестация личного состава правоохранительных органов, подготовка Комплексной антикоррупционной программы – важнейшие задачи, которые Нурсултан Абишевич поручил решить в короткие сроки. Следует отметить, что в послании выдвинуты довольно интересные идеи. Так, для борьбы с транснациональной организованной преступностью на территории ЕЭП, Президент предлагает создание, по примеру Интерпола, Евразпола – Евразийской полиции. А в качестве одного из механизмов борьбы с коррупцией Н.Назарбаевым предложена идея декларации не только доходов, но и расходов государственных служащих.

Седьмое направление социально-экономической модернизации Казахстана – качественный рост человеческого капитала, в фокусе которого – вопросы образования и здравоохранения. В процессе модернизации образовательной системы страны предполагается реализация следующих мер:

1)     внедрение новейших методик и технологий в процесс обучения;

2)     качественное улучшение всего педагогического состава;

3)     формирование независимых Центров подтверждения квалификации;

4) расширение доступности образования при помощи инструментов  государственно-частного партнерства, предоставления льгот на проезд и проживание молодежи из сельских районов, строительства новых и модернизации существующих общежитий;

5)  разработка Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на ближайшие 5 лет;

6)    повышение роли воспитательной функции образования, которая заключается в формировании и укреплении таких качеств как патриотизм, межнациональное согласие и толерантность, уважение к закону и его соблюдение, приверженность нормам морали и нравственности, стремление к физическому и духовному развитию.

Следующий фактор роста человеческого капитала – модернизация системы здравоохранения, фундаментом которой стала утвержденная 29 ноября 2010 года Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 - 2015 годы. Основные задачи программы - развитие Единой национальной системы здравоохранения, качественное улучшение медицинского и фармацевтического образования, развитие медицинской науки и фармацевтической деятельности, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Восьмое направление социально-экономической модернизации – реформы в сфере пенсионного обеспечения. Необходимость совершенствования пенсионной системы обусловлена тем, что, несмотря на то, что Казахстан – первое государство на постсоветском пространстве, успешно внедрившее накопительную систему, и, несмотря на то, что, объем накоплений и число вкладчиков неизменно увеличивается, все же вкладчики не могут влиять на инвестиционную политику пенсионных фондов, вследствие чего у них формируется неправильное отношение к пенсионным отчислениям.

Девятое направление – развитие индустриально-инновационных проектов, социальная значимость которых, по словам Президента, абсолютна. Данное направление предполагает широкомасштабное строительство промышленных предприятий, мероприятия по развитию металлургии, обрабатывающей промышленности, а также укреплению инновационной системы, поддержке и развитию науки в стране, диверсификации прямых иностранных инвестиций и направлении их в такие приоритетные сферы как туризм. Особое внимание уделено улучшению делового и инвестиционного климата – утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года №301 Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» доказала свою эффективность и стала основой преобразований в сфере предпринимательства. Основными задачами Программы является поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, снижение валютных рисков предпринимателей, усиление предпринимательского потенциала.

Десятое направление связано с развитием аграрной отрасли, необходимость которого связана, в первую очередь, с возрастанием в мире потребности в продовольствии. И эту возможность упускать нельзя, поскольку Казахстан обладает большими экспортными возможностями и высоким потенциалом для внедрения инноваций.

27 апреля 2012 года Президент страны выступил с речью на XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана «Казахстанский путь: стабильность, единство, модернизация», в которой он озвучивает ряд новых аспектов социальной модернизации, подчеркивая, что главной целью государственной политики является «человек, его интересы, судьба, образование, трудоустройство, качественное жилье». Большое внимание Нурсултан Абишевич уделяет вопросам молодежной политики, в области которой реализуются такие эффективные общенациональные программы как «С дипломом – в село!», «Ауыл жастары», «Жасыл ел», «Молодежная практика». Однако останавливаться на достигнутом нельзя, поэтому Президент дал ряд поручений, к важнейшим из которых следует отнести разработку Концепции государственной молодежной политики до 2020 года, обновление законодательства по вопросам молодежной политики, создание Комитета по молодежной политике  в структуре Министерства образования и науки, разработка стратегии действий Молодежного крыла «Жас Отан» до 2020 года.

Свое окончательное оформление идея социальной модернизации приобрела в программной статье Президента от 27 января 2012 «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», в которой подробно описаны цели, задачи, принципы модернизации социальной сферы государства, а также   выдвинута идея Общества Всеобщего Труда, инициатором которой стал сам Нурсултан Абишевич.

Необходим переход "от социальной защиты к социальному прогрессу". Фото sarbaz.kz

Несмотря на значительные успехи, которые сумел достичь Казахстан к моменту начала провозглашения курса на социальную модернизацию, существуют, тем не менее, риски и вызовы, которые необходимо учитывать при реализации стратегии. Во-первых, необходимость перехода «от социальной защиты к социальному прогрессу»  подразумевает отход от такого весьма распространенного явления как иждивенчество. То есть в сознании казахстанцев должно прочно укорениться представление о том, что государство – не бесконечный донор, а партнер, который создает условия для улучшения благосостояния народа. Ведь коренной вопрос построения любой экономической системы – формирование социальной ответственности граждан за результаты экономического развития (что особо актуально для переходных экономик), и опыт стран с развитой экономикой показывает сложность решения данной проблемы. К тому же, несмотря на довольно большой объем информации о социальной модернизации, у населения не всегда формируется правильное представление о данном процессе и его целях. Так, на фоне критики иждивенческих настроений и общества потребления у людей может сформироваться негативный стереотип о том, что государство старается переложить всю тяжесть экономического кризиса на плечи трудящихся, и что, на самом деле, весь процесс социальной модернизации сведется к урезанию социальных благ, которыми общество пользуется. Во избежание этого, должна вестись разъяснительная работа по программной статье Главы государства. По мнению Дархана Мынбаева, на тот момент Министра культуры и информации РК, эту работу необходимо четко систематизировать и, кроме того, искать новые формы продвижения заданных в статье посланий. Она должна идти в унисон с разъяснением Послания Президента "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана".

Во-вторых, экономический рост должен происходить синхронно с соответствующим совершенствованием социальной сферы. Ведь улучшение экономических показателей не всегда тождественно пропорциональному росту благосостояния народа.

По мнению экспертов, для Казахстана характерны также риски в таких сферах, как внутренняя миграция, переполненность моногородов, трудовые конфликты.

В своей программной статье Президент говорит о том, что не удовлетворен темпами и качеством выполнения поручений, данных в Послании-2012, подчеркивая, что «социальные вопросы нельзя откладывать на потом».

На современном этапе целью социальной модернизации в Казахстане является  подготовка общества к жизни в условиях индустриально-инновационного развития экономики страны, поиск разумного баланса между форсированным экономическим развитием Казахстана и предоставлением широкого спектра общественных благ, формирование общественных отношений, базирующихся на принципах прав, свобод и справедливости.

Социальная модернизация в Казахстане охватывает практически все стороны жизни общества, однако в общем виде можно выделить несколько приоритетных направлений, по которым ведется активная работа:

1. Обновление социального законодательства

По словам самого Президента, в Республике, несмотря на весьма масштабную и развитую базу социального законодательства, которая сформировалась за годы Независимости, также имеются проблемы и недоработки. В связи с этим, обновление социального законодательства стало одним из важнейших аспектов осуществления социальной модернизации в стране. Уже сегодня можно говорить о значительных достижениях в данной сфере:

- 14 января 2013 года был принят Закон «О Государственной образовательной накопительной системе», целью которого является реализация мер государственной поддержки системы образовательных накоплений и формирование, таким образом, эффективных инструментов финансирования профессионального образования, а также равных возможностей доступа к качественному образованию.

- 21 июня 2013 года принят Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Обеспечение гарантий сохранности и роста пенсионных накоплений граждан – одна из приоритетных целей социальной модернизации. Несмотря на то, что пенсионные реформы, берущие начало еще в 1998 году, подразумевали постепенный переход к системе получения пенсий в основном за счет собственных пенсионных накоплений граждан, всё же к моменту принятия стратегии социальной модернизации основной частью пенсии оставалась солидарная пенсия, выплачиваемая из государственного бюджета. В связи с этим, Законом предусмотрено создание Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) (приступил к работе 22 августа 2013 года) на базе фонда «Государственный накопительный пенсионный фонд» («ГНПФ»). Так же Законом предусмотрено постепенное повышение пенсионного возраста женщин (в течение 10 лет, увеличивая на 6 месяцев каждый год, начиная с 1 января 2014 года).

- 27 июня 2014 года принят Закон «О профессиональных союзах». Закон «О профессиональных союзах», принятый в 1993 году (утративший силу на данный момент) имел ряд недостатков, к которым можно отнести отсутствие понятия о социальном партнерстве, механизма заключения и исполнения коллективных договоров, единых требований к уставу профсоюзов, ответственности профессиональных союзов и его членов за принимаемые решения, вследствие чего профсоюзы не всегда могли выступать в качестве эффективного механизма урегулирования трудовых споров. Эти и другие проблемы были разрешены с принятием Закона от 2014 года, регламентирующего деятельность профсоюзов по территориально-отраслевому принципу, подразумевающему наличие нескольких звеньев в этой системе – первичная профсоюзная организация, локальный профсоюз, отраслевой профсоюз, республиканский профцентр, каждое из которых является элементом системы социального партнерства. Таким образом, новый Закон способствует повышению роли профессиональных союзов в социальном партнерстве с целью защиты прав и интересов работников.

- 3 июля 2014 года принят закон «О физической культуре и спорте», который направлен на совершенствование государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта в современных условиях с учетом всех необходимых требований к подготовке спортсменов, а также формирование более эффективной системы физической культуры и спорта.

- 9 февраля 2015 года был принят Закон «О государственной молодежной политике», который направлен на интеллектуальное, духовное, физическое, творческое развитие молодежи, а также на содействие активному участию молодежи в общественно-политической жизни государства. Предусматриваются механизмы молодежного самоуправления, а также организация республиканских и региональных молодежных форумов.

- 19 мая 2015 года принят Закон «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях», цель которого – законодательное закрепление принципов новой социальной политики, обозначенной в программной статье Президента, посвященной социальной модернизации Казахстана. При этом Закон РК «О прожиточном минимуме» от 1999 года утратил силу, поскольку его нормы перенесены в вышеуказанный Закон от 19 мая 2015 года с утверждением прожиточного минимума как минимального социального стандарта.

2. Формирование эффективной модели социально-трудовых отношений

В центре внимания социальной модернизации, несомненно, находятся вопросы формирования эффективной модели социально-трудовых отношений.

3. Формирование «казахстанского стандарта качества жизни»

Повышение качества жизни казахстанцев – основная цель социальной модернизации страны. Подразумевается достижение этой цели путем совершенствования в следующих направлениях:

·  Дальнейшая модернизация образовательной системы страны;

·  Совершенствование системы здравоохранения, формирование приверженности к здоровому образу жизни;

·  Модернизация системы социальной защиты и адаптации населения;

4. Совершенствование информационно-культурной среды страны

Современный мир живет в условиях господства информационных технологий. Роль развития информационно-коммуникационных технологий, которые станут ядром приближающегося шестого технологического уклада, приобретает все большую значимость во всем мире. Поэтому, по словам Президента, модернизационный процесс в Казахстане призван привести страну к состоянию информационного общества, а также сформировать информационно-культурную среду, которая станет важным аспектом активно развивающейся экономики, достижений в сферах политической и социальной жизни Казахстана.

8 января 2013 года  по поручению Главы государства, данному в программной статье, посвященной социальной модернизации, была принята Государственная программа «Информационный Казахстан-2020», которая направлена на активное развитие современного информационного общества в стране, а также внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности (в образовании и науке, здравоохранении, коммерции, промышленности, АПК, транспортной системе, жилищно-коммунальном хозяйстве, экологии и гидрометеорологии, туризме, в сфере физической культуры и спорта).

В своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Н.Назарбаев особо подчеркивает необходимость развития системы оказания государственных электронных услуг.  Это также отражено и в Государственной программе «Информационный Казахстан-2020». И уже можно говорить о значительных успехах в данной сфере. Так, в Казахстане активно внедряется система электронного судопроизводства. На данный момент пользователям доступны такие сервисы как «Судебный кабинет», «Ознакомление с судебными документами», «Просмотр судебных документов к извещению». Внедрение новых технологий в данной отрасли позволяет оптимизировать время и издержки при судопроизводстве (так, например, рассылка СМС и электронных сообщений ведет к значительной экономии бюджетных средств, которые раньше использовались для заказных телеграмм).

По мнению зарубежных специалистов, динамика развития электронного правительства в Казахстане впечатляет. Об этом сказала Жаклин По в своем выступлении на международном форуме «Global e-Government Forum 2014», прошедшем 7-8 октября 2014 года в Астане. Статистические данные подтверждают эти слова. На рисунке представлена таблица, отражающая рейтинг стран по Индексу государственных онлайн-сервисов, который показывает качество предоставляемых государством онлайн-услуг.

Как мы видим, Казахстан занимает 23 место (среди 143 стран) по показателю данного индекса. Наряду с Казахстаном значение Индекса государственных онлайн-сервисов, равное 0,75, имеют такие страны как Италия и Австрия. По данному индексу, индексу GOSI (Government Online Service Index), Казахстан опережает многие развитые страны, такие как, например, Швеция, Германия, Бельгия, Китай. Следует также отметить, что Казахстан в 2014 году получил награду ООН за развитие электронного правительства в номинации «Высший показатель электронного правительства в особой группе стран» по странам без выхода к морю.

Таким образом, развитие электронного правительства в Казахстане идет ускоренными темпами. А, как известно, система электронного правительства позволяет не только обеспечить более эффективное и менее затратное администрирование, но и в значительной мере трансформировать связь между обществом и государством. А это, в свою очередь, ведет к укреплению демократии и росту ответственности власти перед народом.

Развитие ИКТ – еще один важнейший аспект реализации социальной модернизации, а также  программы «Информационный Казахстан-2020». Уровень развития информационно-коммуникационных технологий отражает такой комплексный показатель как Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index NRI), разработанный в 2001 году. NRI измеряет уровень развития ИКТ по 53 параметрам, которые можно объединить в 3 основные группы: наличие условий для развития ИКТ, готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ и уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах. На следующем рисунке представлена таблица, показывающая 10 стран, которые показали наибольший рост по NRI с 2012 по 2015 годы. Как видим, в их числе и Казахстан.

За 3 года Казахстан сумел подняться на 15 позиций с 55-го места из 142-х стран в 2012 году на 40-е место из 143-х стран в 2015 году, повысив значение Индекса сетевой готовности на 0,52. Это огромное достижение, поскольку существует тесная связь между уровнем развития информационно-коммуникационных технологий и экономическим благополучием. Развитие ИКТ влечет за собой развитие инноваций, повышение производительности и конкурентоспособности, диверсификацию экономики, рост деловой активности, а это, в свою очередь, несомненно, ведет к  повышению уровня жизни людей.

Среди приоритетных направлений модернизации информационно-культурной среды Казахстана, которые выделил Н.Назарбаев в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», также обеспечение инновационных форм доступа к интеллектуальной информации, расширение фонда электронных библиотек, модернизация отечественных средств массовой информации. И в этой сфере можно выделить ряд последних достижений. Так, в декабре 2015 года Библиотека Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации предоставила читателям неограниченный доступ к более чем 70 отечественным и зарубежным информационным ресурсам, в числе которых такие известные мировые издательства как «Euromonitor International», «Taylor & Francis», «Wiley-Blackwell», EBSCO Publishing и др.

Что касается совершенствования отечественных средств массовой информации, то здесь можно упомянуть об успешном завершении проекта «Модернизация сети радиовещания в городе Астана» в феврале 2015 года, целью которого является повышение качества радиовещания в столице Республики и в прилегающих районах. Данное направление социальной модернизации весьма актуально, поскольку радиовещание можно назвать одним из важнейших средств массовой информации, которое влияет на духовное развитие общества, экономическое благополучие, социальную стабильность, а также на укрепление институтов гражданского общества. 

 

Модернизация образования

В настоящее время в Казахстане происходит формирование новой образовательной системы, которая ориентирована на вхождение страны в мировое образовательное пространство. От системы образования бывшего СССР Казахстану в наследство остался бесценный умственный капитал, для которого необходимо создавать условия для его дальнейшего развития в нынешних условиях.

На современном этапе развития Казахстана основным ориентиром для достижения долгосрочных целей является «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», выдвинутая в Послании Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана в 2012 году. В соответствие с данной стратегией Казахстан должен войти в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира к 2050 году.  Достижение этой цели – результат не только технического развития и экономического прогресса, но и плод социальной модернизации, повышения уровня человеческого капитала страны, что непосредственно зависит от качественных показателей образовательной системы. Именно образование призвано обеспечить успешное становление личности, способной эффективно решать социально-экономические задачи.

В настоящее время в стране успешно реализуется десятилетняя Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, утвержденная 7 декабря 2010 года. Ранее были приняты такие программы в сфере образования как Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 – 2012 годы, Программа "Дети Казахстана" на 2007 - 2011 годы, Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием "Балапан" на 2010 - 2014 годы.

Казахстан, к тому же подписал ряд международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка: Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Лиссабонская Конвенция о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Болонская декларация и другие.

Возвращаясь к вопросу о Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, следует отметить, что подразумевается реализация Программы в 2 этапа: 1-ый этап с 2011 по 2015 годы (к настоящему моменту уже завершён) и 2-ой этап с 2016 по 2020 годы.

Таким образом, налицо успешная реализация программы модернизации высшего образования в Казахстане. Анализ показал, что страна сумела интегрироваться в европейское образовательное пространство, что в условиях глобализации становится фактором эффективного развития всей системы образования. Происходит постепенное разрешение проблемы перенасыщения рынка образовательных услуг вузами.

Обновление материально-технической базы вузов как за счет бюджетных средств, так и за счет средств ГЧП – также является неотъемлемой составляющей модернизации высшего образования. Реализация программ «Молодежная практика», «Молодежный кадровый резерв», «С дипломом в село» - доказательство заинтересованности государства в обеспечении успешного вхождения выпускников вузов на рынок труда. Международная стипендия «Болашак», а также «Назарбаев Университет» позволяют системе образования Казахстана выйти в мировое образовательное пространство и занять там достойное место. Об этом свидетельствует улучшение позиций республики в международном рейтинге качества высшего образования в рамках Индекса конкурентоспособности стран, что приближает Казахстан к основной долгосрочной стратегической цели – вхождению к 2050 году в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира.

Занятость и Общество Всеобщего Труда

В своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Нурсултан Назарбаев в качестве первого приоритетного направления осуществления модернизации в стране выдвигает формирование эффективной модели социально-трудовых отношений. И это не случайно, ведь эффективное функционирование рынка труда, повышение качества трудовых ресурсов – одно из основополагающих условий успешного развития всей национальной экономики.

В Казахстане основными документами, регулирующими рынок труда являются: Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, Закон Республики Казахстан «О занятости населения» от 6 апреля 2016 года.

Основной программой, реализуемой в стране в рамках формирования эффективной модели социально-трудовых отношений и направленной на повышение занятости является «Дорожная карта занятости 2020», утвержденная 31 марта 2011 года и представляющая собой логическое продолжение реализуемой в те годы «Программы занятости – 2020». В связи с тем, что «Дорожная карта занятости 2020» в период с момента принятия до 2015 года доказала свою эффективность, в феврале 2015 года Президент страны дал поручение сохранить ее и актуализировать с учетом новых условий кризиса в мировой экономике. Поэтому 31 марта 2015 года была утверждена обновленная «Дорожная карта занятости 2020», реализация которой запланирована в 2 этапа: 1 этап – 2015 год и 2 этап – 2016 – 2020 годы. Целью данной программы является повышение уровня занятости населения, содействие повышению благосостояния, сокращение безработицы. Достижение цели планируется посредством осуществления целенаправленной работы по трем основным направлениям:

1) Обеспечение занятости за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;

2) Создание рабочих мест через развитие предпринимательства и развитие опорных сел;

3) Обучение и содействие в трудоустройстве и повышение мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателя.

· Первое направление. Обеспечение занятости за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.

Данное направление подразумевает обеспечение занятости населения путем привлечения их на работы, связанные с капитальным, средним и текущим ремонтом объектов ЖКХ, объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, а также объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. Строительство объектов здравоохранения на селе и в целом благоустройство сельских населенных пунктов – еще одна сфера привлечения работников, предусмотренная первым направлением программы «Дорожная карта занятости 2020».

· Второе направление. Создание рабочих мест через развитие предпринимательства.

В рамках данного направления подразумевается повышение экономической активности в селах, малых городах, поселках путем содействия созданию и расширению собственного дела граждан. Стимулирование предпринимательства осуществляется посредством следующих инструментов:

- проведение бесплатных обучающих тренингов по основам предпринимательства с предоставлением материальной помощи на проезд и проживание, помощь в разработке бизнес-плана;

- предоставление целевых микрокредитов сроком до 5-ти лет с годовой ставкой вознаграждения 0,01%;

- обеспечение бизнес-проекта различными сервисными услугами (маркетинговые, юридические и т.д.) в течение одного года;

- развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретение недостающего сопутствующего оборудования для участников Программы.

Нижеследующий рисунок отражает результативность Второго направления «Дорожной карты занятости 2020» в сфере стимулирования предпринимательской активности:

Результаты реализации Второго направления «Дорожной карты занятости 2020» за 2011-2015 годы. Источник: Официальный сайт «Дорожной карты занятости 2020» dkz.mzsr.gov.kz

Также следует отметить, что в декабре 2015 года был подписан Меморандум о реализации проекта «Занятость на селе», в соответствии с которым максимальный размер микрокредита будет увеличен до 6-ти миллионов тенге. Предполагается, что проект будет стимулировать сельчан к созданию мелких фермерских хозяйств, а также к их объединению в сельскохозяйственные кооперации. Проектом также предусмотрено создание условий для эффективного сбыта производимой продукции на селе. Таким образом, проект окажет положительное влияние как на занятость на селе, так и на повышение доходов сельчан.

Повышение занятости путем содействия развитию предпринимательства в стране предусмотрено также масштабной государственной программой «Дорожная карта бизнеса 2020», направленной на поддержку малого и среднего бизнеса. В рамках программы предусмотрена работа по четырем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, снижение валютных рисков, усиление предпринимательского потенциала.

· Третье направление. Обучение и содействие в трудоустройстве и повышение мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателя.

В рамках реализации данного направления государство предоставляет участникам Программы такие меры поддержки как профессиональная ориентация, бесплатные курсы повышения квалификации, профподготовки и переподготовки, бесплатные обучающие мастер-классы, помощь в поиске подходящей вакансии и трудоустройстве, в том числе на социальные рабочие места, направление на молодежную практику с последующей ее оплатой.

Повышение мобильности трудовых ресурсов подразумевает содействие в переселении граждан республики и оралманов из депрессивных районов в центры экономического роста в соответствии с потребностью работодателей с оказанием государственной поддержки в форме предоставления компенсирующих выплат, связанных с переездом, предоставления служебных жилищ или комнат в общежитиях, а также, в случае необходимости обучения по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации и содействие трудоустройству.

Результаты реализации Третьего направления «Дорожной карты занятости 2020» в сфере обучения и содействия в трудоустройстве за 2011-2015 годы. Источник: Официальный сайт «Дорожной карты занятости 2020» dkz.mzsr.gov.kz

Результаты реализации Третьего направления «Дорожной карты занятости 2020» в сфере повышения мобильности трудовых ресурсов за 2011-2015 годы (Источник: Официальный сайт «Дорожной карты занятости 2020» dkz.mzsr.gov.kz
За время действия «Дорожной карты занятости 2020» в органы занятости обратились более 658 тыс. граждан, приняли участие более 598 тыс. граждан, в том числе 347 тыс. безработных и 226 тыс. самозанятых. Среди принявших участие – 299 тыс. представителей молодежи, 291 тыс. женщин. С 2011 по 2015 год было трудоустроено более 615 тыс.человек, 123 тыс.чел. направлены на профобучение, 97 тыс.чел. трудоустроены на социальные рабочие места, 76 тыс.чел направлены на молодежную практику.

Ситуация на рынке труда без трудоустройства в рамках госпрограммы оказалась бы намного хуже, принятые же меры не позволили допустить роста безработицы. Меры по охвату самозанятых способствовали снижению непродуктивно-самозанятых в два раза, как мы видим на нижеследующем графике, где отражена динамика фактической численности безработных и непродуктивно самозанятых в сравнении с прогнозной численностью аналогичных групп населения в случае, если «Дорожная карта занятости 2020» не была реализована:

Положительная конъюнктура на рынке труда в Казахстане. Источник: официальный сайт «Дорожной карты занятости 2020» dkz.mzsr.gov.kz

В Казахстане реализуются и другие государственные программы, которые оказывают значительное влияние на повышение занятости в стране. Указом Президента от 1 августа 2014 года № 874 была утверждена Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы (ГПИИР 2015-2019), целью которой является создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности отечественной отрасли обрабатывающей промышленности. Программа принята как логическое продолжение Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 (ГПФИИР 2010-2014) годы и учитывает опыт ее реализации.

В рамках ГПФИИР 2010-2014 было реализовано широкомасштабное строительство новых производственных мощностей, модернизация и техническое перевооружение уже существующих, что очень важно с точки зрения решения таких вопросов как импортозамещение, повышение энергоэффективности экономики, а также рост занятости населения. Так, в ходе осуществления Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан было создано 85 тысяч постоянных рабочих мест.

Условия нынешнего кризиса, связанного с падением цен на нефть и металлы – наиболее значимых продуктов в структуре казахстанского экспорта, диктуют новую стратегию проведения государственной политики в сфере индустриально-инновационного развития. Вызванное кризисом жесткое бюджетное ограничение не позволит оказывать поддержку предприятий промышленности посредством прямого бюджетного финансирования. В мире наблюдается тенденция опережающего роста сектора услуг, а удельный вес обрабатывающей промышленности в структуре ВВП уже не является определяющим показателем диверсификации и экономического прогресса. В связи с этим, как отмечено в Проекте Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы: «рост экономики и занятости будет основываться на сервисно-индустриальной модели, где драйвером станут смежные с обрабатывающей промышленностью сектора – профессиональные услуги, логистика, ИКТ и прочее». Как выразился Нурсултан Назарбаев на встрече с заместителем Премьер-министра, посвященной докладу о ходе реализации социальных госпрограмм в мае 2015 года: «В случае сокращения рабочих мест крупными предприятиями, в роли работодателя должна выступить сфера услуг, а также малый и средний бизнес». Вместе с тем, необходимо свести к минимуму сокращения работников, в связи с чем, государство заключает с рядом предприятий антикризисные меморандумы  в отношении недопущения сокращений, своевременной выплаты заработной платы и выполнения коллективных договоров.

Благодаря продуманной политике государства, в стране продолжается улучшение состояние рынка труда, несмотря на экономический кризис. Уровень безработицы в стране снизился с 5% (по итогам 1-ого квартала 2015 года) до 4,9% (по итогам 4-го квартала 2015 года). Согласно исследованиям Всемирного банка, в Казахстане эластичность безработицы к экономическому росту равняется приблизительно 0,23 процента, откуда следует, что увеличение ВВП на 1% приводит к увеличению количества рабочих мест на 0,23%. В условиях замедления темпов экономического роста в стране с 4,3% в 2014 году до 1,5% в 2015 году, следовало ожидать увеличения безработицы, однако мы наблюдаем диаметрально противоположную картину.

Казахстан расширяет сотрудничество в области занятости с Всемирным банком. В марте 2016 года стартовал инициированный Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан и Всемирным банком масштабный проект по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест, согласно которому предполагается предоставление Международным Банком Реконструкции и Развития займа в размере 100 млн. долларов США при софинансировании Правительством Казахстана в размере 37 млн.долларов. Проект будет направлен на модернизацию госслужб занятости, совершенствование деятельности и повышение учебного потенциала центров и учреждений, реализующих программы по подготовке, переподготовке, повышению квалификации специалистов, развитие Национальной системы квалификаций. Конечной целью данного проекта является рост уровня трудоустройства и сокращения периодов безработицы в стране.

Неотъемлемой составляющей в процессе роста эффективной занятости является обеспечение равного доступа к рабочим местам всех категорий населения и полное исключение какой бы то ни было дискриминации в данной сфере. В этой связи в 2013 году Постановлением Правительства РК был утвержден «Комплексный план содействия занятости лиц старше 50 лет (инициатива 50 +)», который направлен на повышение занятости лиц данной возрастной категории, повышение их уровня жизни, содействие в формировании достойного уровня пенсионных отчислений. При разработке Комплексного плана изучался мировой опыт обеспечения занятости лиц старше 50 лет. Так, предполагается заимствовать опыт Германии по квотированию рабочих мест для трудоустройства лиц старше 50 лет, опыт стран Евросоюза, где функционирует система непрерывного обучения работников предпенсионного возраста по программам повышения квалификации.

Такой аспект эффективной занятости как общественно-полезный труд работников и их высокая мотивация к производительному труду непосредственно связан с идеей Н. Назарбаева, выдвинутой им в программной статье, посвященной социальной модернизации, - идеей Общества Всеобщего Труда. «Самая твердая валюта – это труд человека» - так кратко, но содержательно выразился Президент на Республиканском форуме трудовых коллективов в марте текущего года.

Выдвижение труда на первый план как основного движущего фактора социальной модернизации Казахстана – таков основной посыл идеи Главы государства. По сути, все меры, предпринимаемые государством в направлении повышения занятости, преследуют, в конечном счете, цель формирования Общества Всеобщего Труда. Однако Президент обращает внимание также на важность морально-этического, духовного воспитания в человеке трудолюбия, отношения к труду как к основному источнику роста благосостояния, на необходимость искоренения иждивенческих настроений среди населения. В этих целях в ноябре 2014 года в рамках 85-го шага Плана нации по разработке проекта патриотического акта "Мәңгілік Ел" был принят Общенациональный план мероприятий по укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно-нравственных ценностей в Республике Казахстан на 2015-2020 годы, где в качестве отдельного направления выделен пункт «Построение Общества Всеобщего Труда: профориентация, трудоустройство, занятость». В рамках данного направления планируется проведение профориентационных работ среди молодежи, в том числе среди представителей социально-уязвимых категорий населения (сироты, сельская молодежь), а также оказание им содействия в трудоустройстве, проведения мероприятий по повышению престижа рабочих профессий, например, реализация проекта «Болашаққа қадам», организация оплачиваемых стажировок среди учащихся старших классов в летний период, принятие необходимых мер по увеличению количества рабочих мест для осужденных, отбывающих наказание.

Н. Назарбаев особо подчеркивает важность труда представителей рабочих профессий. В этой связи в Казахстане в 2014 году был учрежден Орден трудовой славы, который, по словам Главы государства «будет вручаться только рабочим и только крестьянам, которые отличились, династиям рабочих. Руками этих рабочих и их умом создается все, что мы потребляем, и все, что у нас на сегодня есть". Также с 2017 года в стране будет запущен новый проект – «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», о чем Президент объявил в своем ежегодном послании народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». Проект будет направлен на расширение доступности получения первой рабочей профессии для молодежи за счет государственных средств, что является серьезным шагом в направлении обеспечения экономики дефицитными трудовыми ресурсами, повышения занятости населения и формирования Общества Всеобщего Труда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная модернизация в Казахстане в сфере повышения занятости в стране, формирования Общества Всеобщего Труда, дает несомненные положительные результаты. Большинство реализуемых в стране государственных программ, таких как, например, Государственная программа индустриально-инновационного развития, «Дорожная карта бизнеса 2020», «АгроБизнес 2020», «Нурлы жол» и др., способствуют увеличению количества рабочих мест и, соответственно, повышению занятости населения. Масштабная госпрограмма «Дорожная карта занятости 2020» за годы реализации доказала свою эффективность – повышение эффективной занятости в стране достигнуто путем целенаправленной работы в направлении привлечения населения к работам, связанным с развитием инфраструктуры и ЖКХ, стимулирования частного предпринимательства, организации обучения, переобучения, повышения квалификации работников, содействия трудоустройству, обеспечения территориальной мобильности трудовых ресурсов. Успешная реализация Проекта по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест, Комплексных планов содействия занятости регионов, Комплексного плана содействия занятости лиц старше 50 лет, реализация таких программ и проектов как «Молодежная практика», «Молодежный кадровый резерв» и «С дипломом в село» - всё это является ярким свидетельством четкого осознания государством важности повышения занятости, недопущения безработицы, что особенно актуально в условиях текущего кризиса.

                

Пенсионное обеспечение.

В 1998 году Республика Казахстан первая среди стран СНГ провела пенсионную реформу. С того момента стране удалось достичь значительных положительных сдвигов в этой сфере. Была создана необходимая законодательная база, сформирована многоуровневая пенсионная система: базовый, обязательный (солидарный и накопительный), добровольный уровни. Наблюдается стабильное увеличение финансирования пенсионной системы со стороны государства и увеличение самих пенсионных выплат.

В 2013 году было принято решение о создании Единого накопительного пенсионного фонда, что, по мнению экспертов, позволит повысить инвестиционную доходность, сократить операционные расходы, связанных с учетом и хранением пенсионных активов, административные расходы, обеспечит надежность накоплений и прозрачность деятельности фонда. Проблему самозанятого населения призваны решить государственные программы повышения занятости, а также планируется введение требования об обязательном участии в накопительной пенсионной системе лиц, получивших статус самозанятого населения.

Такие факторы как уменьшение размеров солидарных пенсий и необходимость дальнейшей диверсификации источников пенсионных выплат, демографические изменения в средне- и долгосрочной перспективе, колебания экономической конъюнктуры, необходимость распределения ответственности в сфере пенсионного обеспечения между государством, работодателем и работником привели к принятию в июне 2014 года Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года. Модернизация пенсионной системы будет осуществляться в следующих направлениях: улучшение системы минимальных гарантий, формирование условно-накопительной компоненты пенсии, повышение эффективности функционирования накопительной компоненты, расширение охвата населения пенсионной системы и всестороннее улучшение ее качества, совершенствование системы пенсионного обеспечения для работников следующих категорий: занятых на работах с вредными условиями труда и сотрудников силовых структур.

                

Поддержка инвалидов

В мире проживает около 650 млн. инвалидов, составляя почти 10% населения.  Вполне очевидно, что люди с ограниченными возможностями  сталкиваются с рядом трудностей, среди которых ограниченность доступа к образовательным услугам, дискриминация на рынке труда, невозможность полноправного участия в общественно-политической жизни страны и т.д. В этой связи большинство инвалидов живут в условиях нищеты и ведут неполноценный образ жизни. Этим и обусловлена необходимость выработки государством грамотной политики, направленной на материальную поддержку людей с ограниченными возможностями и создания условий для их нормальной, полноценной жизнедеятельности.

В декабре 2008 года Республика Казахстан подписала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой подписавшие ее страны принимают на себя обязательства по поощрению, защите и обеспечению полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и присущих ему свобод. Тем самым Казахстан объявил о своей готовности следовать международным стандартам и соблюдать социальные, экономические, политические, юридические и иные права людей с ограниченными возможностями.

Кроме того, в рамках «Дорожной карты занятости 2020» происходит трудоустройство лиц с ограниченными возможностями по всем трем направлениям программы. Так, по ней в 2015 году было трудоустроено более 4,4 тысячи инвалидов. Также в стране реализуется программа «Даму-Көмек», направленная на помощь и содействие предпринимателям с ограниченными возможностями. Фонд «Даму» не предполагает предоставления финансово      й помощи, а выступает посредником между предпринимателем с ограниченными возможностями и потенциальными спонсорами и кредиторами. Помимо этого, программа «Даму-Көмек» предоставляет возможность пройти дистанционное бизнес-обучение. Фонд «Даму» совместно с фондом «Құс Жолы» реализует программу «Жұлдыздарға қара», представляющий собой конкурс бизнес-проектов. По ней в период с 2013 по 2015 годы 183 казахстанских предпринимателя с ограниченными возможностями получили гранты на 38,4 миллиона тенге.

Как было указано ранее, в Казахстане наблюдаются случаи невыполнения квоты рабочих мест для инвалидов со стороны недобросовестных работодателей. В стране принимаются меры по пресечению такого поведения: Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф за нарушение прав инвалидов на труд в размере от 20 до 400 МРП. Было бы полезным также рассмотреть зарубежный опыт регулирования данного вопроса, в частности, опыт Японии, где на работодателя, не выполнившего норматив по квоте,  налагаются штрафные санкции, которые направляются в специальный фонд. Средства этого фонда же направляются на поощрение работодателей, трудоустраивающих лиц с ограниченными возможностями

Таким образом, на примере пенсионного обеспечения и системы поддержки инвалидов можно увидеть то, что модернизация социальной сферы в Казахстане осуществляется весьма успешно. И, несмотря на нестабильность мировой экономики, страна осуществляет смелые шаги в направлении улучшения качества жизни наиболее уязвимых слоев населения. Н. Назарбаев в своем очередном Послании «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» от 30 ноября 2015 года объявил о разработке Новой социальной политики, направленной на поддержку социально уязвимых граждан и обеспечение инвестиций в человеческий капитал. Эксперты называют положения Новой социальной политики «социальными сенсациями в условиях глобального кризиса». Так, Глава государства объявил о повышении заработной платы работников социальной защиты – до 40%, индексации солидарной пенсии с опережением уровня инфляции на 2%, повышении размеров социальных пособий по инвалидности на 25% с 1 января 2016 года.

Система социального обеспечения, таким образом, является важнейшим звеном социальной политики, которое предоставляет гражданам равные права, закрепленные в Конституции. По мнению представителей Международной ассоциации социального обеспечения (членом которой является Казахстан), эта система считается одним из самых главных достижений прошлого столетия, поскольку направлена на достижение социальной стабильности, благополучия и является катализатором экономического прогресса.

Система здравоохранения.

Здоровье является неотъемлемой частью человеческого капитала. Улучшение состояния здоровья населения - важный фактор физического развития, повышения работоспособности и, соответственно, расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и т.д. Н. Назарбаев в своих ежегодных посланиях народу Казахстана непременно подчеркивает важность сохранения и укрепления здоровья казахстанцев. Это отражено и в основном стратегическом документе страны «Казахстан-2050», где особое место занимают вопросы модернизации системы здравоохранения.

За годы независимости Казахстану удалось достичь значительных успехов в повышении качества медицинского обслуживания. Была сформирована нормативно-правовая база, регулирующая деятельность всей системы здравоохранения. Были реализованы программы «Государственная программа реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010». Госпрограмма 2005-2010 была направлена, в основном, на развитие инфраструктуры отрасли, в результате чего в стране были построены новые объекты здравоохранения, был произведен капитальный ремонт существующих, было закуплено современное оборудование. Также в рамках данной программы были предприняты довольно масштабные меры по повышению квалификации медицинского персонала, обучению их новейшим медицинским технологиям в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Логическим продолжением Госпрограммы 2005-2010 явилась  Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 - 2015 годы, главная цель которой, - динамичное развитие здравоохранения в стране путем перехода к низкозатратным формам медицинского обслуживания, смещение акцента на профилактику заболеваний, повышение доступности медицинских услуг, качественное улучшение медицинской помощи, культивирование здорового образа жизни среди населения, повышение мотивации медицинских работников к профессиональному и личностному росту, адаптация системы здравоохранения к современным требованиям и условиям рыночной экономики. Основным элементом Госпрограммы 2011-2015 стало внедрение Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ), которая преследует следующие цели:

- предоставление гражданам права свободного выбора врача и медицинской организации, что ведет к повышению доступности в научные центры и институты, стиранию межрегиональных границ;

- предоставление гражданам Государственного объема бесплатной медицинской помощи (ГОМБП), а также обеспечение равных условий оказания ГОМБП для частных и государственных поставщиков медицинских услуг, что расширяет возможности для негосударственного сектора, тем самым способствуя формированию конкурентной среды и развитию механизмов государственно-частного партнерства. В настоящее время частный сектор медицинских услуг расширен до 24%, что смещает приоритеты с простого освоения бюджетных средств на повышение эффективности;

- введение системы оплаты медицинских услуг по конечному результату, что повышает мотивацию поставщиков медицинских услуг к предоставлению более качественной медицинской помощи, к более рациональному использованию ресурсов, внедрению более эффективной системы оплаты труда медицинских работников;

- внедрение технологий ВСМП – высокоспециализированной медицинской помощи. Казахстанская система здравоохранения активно осуществляет трансферт дорогостоящих передовых медицинских технологий из зарубежных клиник, делая их доступными для граждан страны. Результатом этого направления стало успешное применение в Казахстане высоких технологий в трансплантологии и кардиохирургии, что особенно важно для страны, поскольку заболеваемость и  смертность от хирургических заболеваний, в том числе заболеваний системы кровообращения остается одной из важнейших проблем в Казахстане. По мнению экспертов, благодаря ВСМП можно снизить смертность на 40-60%.

В результате мер государственных программ модернизации здравоохранения были достигнуты следующие результаты:

· Снижение заболеваемости туберкулезом более чем в 2 раза:

Заболеваемость туберкулёзом 2010-2015 годы (на 100000 чел). Источник: Данные Всемирного банка (The World Bank Data) и Министерства здравоохранения и социального развития РК

·    Снижение младенческой смертности более чем в 1,5 раза:

Младенческая смертность в Казахстане 2010-2015, на 1000 рождений. Источник: Данные Всемирного банка data.worldbank.org

·         Снижение материнской смертности более чем в 1,5 раза:
Материнская смертность в Казахстане 2010-2015 годы, на 100 000 рождений. Источник: Данные Всемирного банка data.worldbank.org


Данные показатели были выбраны не случайно. В сентябре 2000 года в Нью-Йорке в целях решения глобальных проблем человечества Главы государств-членов ООН приняли программу под названием «Цели развития тысячелетия», где сформулировано 8 основных целей, направленных на снижение бедности и общее повышение качества жизни, и которые предполагалось достичь к 2015 году. Цели 4, 5, 6 связаны с наиболее актуальными проблемами здравоохранения: цель 4 - сокращение детской смертности, цель 5 - улучшение охраны материнства, включающее снижение материнской смертности, цель 6 - борьба с социально значимыми инфекционными заболеваниями, в том числе с туберкулезом. Статистические данные подтверждают то, что реализующаяся в стране модернизация здравоохранения способствовала достижению Целей развития тысячелетия.

Кроме того, в результате реализации госпрограммы "Саламатты Қазақстан" были созданы механизмы обеспечения качества медицинских услуг (внутренний аудит, внешний контроль, аккредитация), внедрены международные правила оплаты медицинских услуг, получила развитие транспортная медицина. Кроме того, увеличилась численность населения, составив более 17,5 миллионов человек, увеличилась ожидаемая продолжительность жизни на 2,04 года по сравнению с 2010 годом, составив 70,45 лет, смертность снизилась на 11,7% , увеличилась рождаемость на 10,3% (по сравнению с 2010 годом).

Однако все еще сохраняющиеся в системе здравоохранения Казахстана проблемы обусловливают необходимость дальнейшей ее модернизации. В этой связи 28 декабря 2015 года Указом Президента была утверждена Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2020 годы. Основными направлениями ее реализации стали:

1. Развитие общественного здравоохранения, как основы охраны здоровья населения;

2. Интеграция всех служб здравоохранения вокруг нужд населения, приоритет в совершенствовании первичной медико-санитарной помощи;

3. Повышение качества медицинской помощи;

4. Проведение Национальной политики лекарственного обеспечения;

5. Внедрение солидарности и повышение финансовой устойчивости системы здравоохранения;

6. Повышение эффективности управления человеческими ресурсами в отрасли;

7. Дальнейшее развитие ГЧП, внедрение инноваций и передовых ИКТ.

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что система здравоохранения в Казахстане активно развивается. Формирование здоровой нации – важнейший фактор достижении долгосрочных целей развития страны. Реализованные в республике программы «Государственная программа реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010», Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011-2015 годы создали значительный фундамент для дальнейшей модернизации системы здравоохранения и принесли довольно ощутимые результаты – рост ожидаемой продолжительности жизни, рост численности населения, снижение смертности, увеличение рождаемости, развитие инфраструктуры отрасли, внедрение технологий высокоспециализированной медицинской помощи, формирование конкурентной среды для учреждений здравоохранения.

Следует отметить, что международные эксперты высоко оценивают эффективность государственной политики в области здравоохранения. Так, по словам директора Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения Жужанны Жакаб, госпрограмма "Саламатты Қазақстан" «впечатлила всех своими достижениями». Кроме того, значительное снижение таких показателей как распространение туберкулеза, материнская и младенческая смертность, позволили достичь Казахстану Целей тысячелетия, декларированных ООН, свидетельствуя о том, что страна вносит свой вклад в решение глобальных проблем человечества. 


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"