История становления Вооруженных Сил Республики Казахстан

Роль Президента Казахстана - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами страны Нурсултана Назарбаева в создании казахстанской армии

Мобильная и боеготовая. Именно такой сегодня можно назвать казахстанскую армию, которая за годы становления независимости нарастила свою мощь и военный потенциал. А еще 25 лет назад наша страна стояла на распутье. «Какими должны быть Вооруженные силы?», «Как решать вопрос с подготовкой профессиональных кадров?», «Как финансово и технически обеспечить войска?». Эти вопросы роем кружились в голове Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Однако, не побоявшись всей ответственности, Глава государства - Верховный Главнокомандующий нашей страны приступил к военному строительству армии. И сегодня, отмечая юбилейную дату независимости Казахстана, нельзя не вспомнить об этом историческом этапе - этапе становления Вооруженных Сил Казахстана.

На тот момент, когда Казахстан объявил о своей независимости, на территории нашей страны располагалось большое количество воинских частей, баз, военно-исследовательских объектов и полигонов.

«С момента образования суверенного Казахстана обеспечение национальной безопасности является первым приоритетом государства. Важнейшим слагаемым ее является военная безопасность, которая в свою очередь, немыслима без создания и строительства Вооруженных Сил» Нурсултан Назарбаев   
Наследство Советского Союза в военном деле содержало все необходимое для создания основ военной организации государства. Это и группировка войск стратегического назначения, состоящая из двух дивизий и имеющих самые современные стратегические ракеты, готовые доставить летательные аппараты в любую точку земного шара. Кроме того, дивизия стратегических бомбардировщиков, 40-я общевойсковая армия в составе нескольких дивизий, в том числе танковой, корпуса авиационный и противовоздушной обороны. Также имелись части центрального подчинения: дивизия раннего обнаружения ракет, различные разведывательные части, большое количество военно-строительных частей и авиаполк, обслуживающие космодром Байконур, различные испытательные центры и полигоны (Сарышаган, Эмба, Семипалатинский испытательный центр в городе Курчатов), остров Барсакелмес в Аральском море и ряд других частей.

И именно присутствие данных соединений и частей дало возможность создать Сухопутные войска на базе частей и соединений 40-й отдельной Краснознаменной общевойсковой армии, Военно-воздушные Силы – на базе смешанного авиационного корпуса воздушной армии, войска противовоздушной обороны – на базе соединений и частей корпуса ПВО.

Были строго определены сроки организационного периода: в течение трех месяцев осуществлен прием доставшегося от СССР военного наследства, созданы системы непосредственного управления войсками и взаимодействия с ведомствами Министерства обороны СНГ. Были решены вопросы финансового, материально-технического и медицинского обеспечения войск Республики Казахстан.

Как вспоминает Президент страны, «во всех отношениях это было сложное для Казахстана время». Многие эксперты-политологи предрекали стране серьезные социально-политические, межнациональные конфликты. По многим регионам бывшего Советского Союза в то время уже прошла волна бессмысленных кровопролитных межэтнических столкновений.

 В тех сложных условиях казахстанцы во главе со своим Лидером, в которого безоговорочно верили, сохранили в стране стабильность и межнациональный мир.


Реализация Первой Военной доктрины РК, утвержденной Президентом 11 февраля 1993 года, выдвигала необходимость принятия блока военных законов. В сжатые сроки были приняты несколько законов по военным вопросам.

 9 апреля 1993 года Президент подписал Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», ставший фундаментальной основой для разработки многих других документов, обеспечивающих военную безопасность государства.

Был определен состав Вооруженных Сил, который в тот период включал органы военного управления, виды Вооруженных Сил – Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной обороны, Военно-морские силы, Тыл, управление и части Гражданской обороны. Было подчеркнуто, что в военное время в них входят также Пограничные войска КНБ, Внутренние войска МВД, Республиканская гвардия, органы управления и части Гражданской обороны.


В законе определены полномочия органов государственной власти в области обороны и руководства Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями. Закон раскрыл сферу руководства Президента, Министра обороны и других руководителей оборонной системы. Тот факт, что Глава государства одобрил предложение о создании в структуре Верховного Совета Комитета по национальной безопасности и обороне, также благотворно повлиял на ход развития этой сферы.

Еще с первых дней создания Вооруженных Сил страны Глава государства повсеместно напоминал должностным лицам руководства оборонной системы о том, что обретенная независимость нуждается в надежной защите.

«Вопросы обеспечения безопасности должны являться краеугольным камнем в общей структуре формирования внутренней и внешней политики. Поэтому нам нужна армия немногочисленная, но современная, подготовленная к действиям в любых условиях в интересах защиты нашего суверенитета», – подчеркнул Н. Назарбаев, в первый раз в качестве Верховного Главнокомандующего Республики Казахстан, выступая перед участниками командирских сборов руководящего состава Вооруженных Сил 8 декабря 1992 года.

С тех пор и всегда при процессе становления и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований страны Глава государства определяет четкие перспективы развития нашей армии, новые механизмы национальной безопасности страны, ставит конкретные задачи перед руководителями ведомств, требуя постоянного повышения качества действий, направленных на сохранение независимости, территориальной целостности молодого государства.

Тот факт, что Вооруженные Силы Казахстана являются одними из передовых в постсоветском пространстве благодаря выверенной политике Главы нашего государства, отмечали и аналитики дружественной России: «Вооруженные Силы Республики Казахстан всего лишь на два дня моложе российских, а началась армия Казахстана с создания централизованной структуры военного управления. Со дня основания Вооруженных Сил Президент Казахстана осуществляет личный контроль над осуществлением программы военного строительства. Возможно, именно это обстоятельство объясняет отсутствие в Вооруженных Силах республики тех проблем, которые свойственны всем без исключения армиям стран СНГ. К примеру, в Министерстве обороны Республики Казахстан не знают, что такое недофинансирование вопреки утвержденному бюджету».

Против новых вызовов времени

Реалии конца ХХ века потребовали изменений в сфере обеспечения безопасности и оборонной системы. Глобальные изменения, произошедшие в мире и Центрально-Азиатском регионе, несли в себе противоречивые тенденции. Снижение угрозы крупномасштабных войн сопровождалось возникновением новых рисков и угроз, среди которых наибольшую опасность представляет повышение вероятности возникновения военных конфликтов, что связано с обострением территориальных, национальных, этнических, религиозных и иных противоречий. Реальной угрозой для безопасности Казахстана и других стран региона стала эскалация военных действий в Афганистане.

Особую актуальность приобрели угрозы распространения терроризма и экстремизма, а также тесно связанные с ними наркобизнес и незаконная торговля оружием.


В своем Послании народу Казахстана «Стабильность и безопасность страны в новом столетии» (декабрь 1999 года) Глава государства определил особенности геополитической обстановки: «Наличие вооруженных конфликтов на территории соседних государств и потенциальная опасность их переноса в Казахстан – это главный вызов нашей безопасности в ближайшие годы. Это реальная угроза, а не теория. Эта угроза может принять конкретные очертания в форме наплыва беженцев, провокаций с целью вовлечения Казахстана в вооруженный конфликт, террористических акций на территории страны, осложнения ситуации на границе».

Глава государства четко осознавал необходимость новой Военной доктрины с учетом внешних и внутренних угроз военной безопасности страны. К концу 90-х годов прошлого столетия многие установки первой военной доктрины уже не соответствовали изменениям, произошедшим в геополитическом положении Казахстана, экономическим возможностям и новым угрозам национальной безопасности страны.

В декабре 1999 года на заседании Совета Безопасности во главе с Президентом Нурсултаном Назарбаевым была рассмотрена Стратегия национальной безопасности Казахстана на 1999-2005 годы.

В ней был сделан анализ изменившейся обстановки в регионе, определены внешние и внутренние угрозы, намечены приоритетные направления в сфере обеспечения военной безопасности страны, поставлена задача по адаптации Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований республики к изменившимся реалиям. Принятие этого документа сыграло решающую роль для последующей корректировки военной политики, которая должна отвечать на наиболее вероятные внешние угрозы и исходить из реальных экономических и технических возможностей страны.

Военная доктрина

С этой целью 10 февраля 2000 года Глава государства утвердил новую Военную доктрину Казахстана, что имело принципиально важное значение для осуществления дальнейшего военного строительства в нашей стране. Опираясь на нормы международного и национального права, доктрина регулировала отношения в обороyной сфере между различными институтами государства.

В доктрине 2000 года был применен новый подход к решению проблем обеспечения военной безопасности страны, что позволило проведению глубоких, коренных преобразований всей военной организации государства.

Доктрина 2000 года определила реальные и эффективные пути и средства военной безопасности государства применительно к его геополитическому положению в Центрально-Азиатском регионе. Она конкретизировала основные положения Стратегии национальной безопасности Казахстана в военной сфере и была направлена на обеспечение военной безопасности в пределах государственных границ, на организацию обороны страны в случае агрессии, а также согласование усилий с государствами-союзниками по обеспечению коллективной военной безопасности.

Нa коллегии, затем и в своем Послании народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» от 19 марта 2004 года, Президент выразил свое видение армии независимого Казахстана в новом тысячелетии, требования, предъявляемые к подготовке личного состава.

Глава государства отмечал, что именно сейчас закладывается облик будущего казахстанского воина ХХI века, которого должны отличать горячий патриотизм, высокий интеллект, хорошая физическая форма и здоровый образ жизни.

Боевой парад в Астане, 2015 год

С первых лет Независимости и по сей день Нурсултан Назарбаев создает условия для успешного развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Казахстана, соответствию их уровню ведущих стран мира согласно сегодняшним реалиям.

Как и в остальных сферах жизнедеятельности государства, наш Президент отличается тем, что глубоко вникает в вопросы и проблемы из области обороны. Он всегда в курсе развития, армии суверенного Казахстана, он - главный свидетель процессов нарастания боевой мощи страны. Главa государства со знанием дела интересуется состоянием развития видов войск, часто встречается с их личными составами, лично принимает участие на важных учениях, вникая в суть происходящего.

Нурсултан Назарбаев, встреча с военнослужащими

Присутствие Президента страны - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами на учениях видов войск различного уровня, его оценка уровня боевой подготовки подразделений стимулируют воинов на новые достижения, закрепляя в их сознании патриотические чувства, чувство долга перед Отечеством и веру в яркое будущее казахстанской армии и молодого государства в целом.

 Стоит отметить, что Глава государства, Верховный Главнокомандующий Н.А. Назарбаев посещает лично основные учения, наблюдает за действиями структур и оценивает их.

Нурсултан Назарбаев лично посещает основные военные учения в Казахстане

Верховный Главнокомандующий определяет направления дальнейшего развития, указывая конкретные действия руководителям оборонных структур. На Первом Всеармейском совещании руководящего состава Вооруженных Сил (9 февраля 2001 года) Верховный Главнокомандующий определил приоритетные направления строительства оборонной системы страны.

В октябре 2002 года Глава государства Нурсултан Назарбаев обозначил приоритетные задачи, стоящие перед Вооруженными Силами на следующих этапах развития, в частности: обеспечить мобилизационную готовность войск и существенно улучшить воинскую дисциплину, устранить дублирование и разобщенность системы военного образования, создать полноценную систему территориальной обороны, восстановить институт шефской помощи войскам,  усовершенствовать подходы к допризывной военной подготовке, усилить социальную составляющую военного строительства, повышающую престиж военной службы, продолжать разрабатывать и реализовывать государственную военно-техническую политику.

Новый закон

Нашего Президента отличает качество своевременной реакции на стремительно меняющуюся с появлением новых угроз и вызовов, ситуацию в мире. 7 января 2005 года Глава государства подписал новый Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», регулирующий общественные отношения в сфере организации обороны и Вооруженных Сил, функции и полномочия государственных органов в обеспечении обороноспособности страны, права и обязанности граждан и организаций в сфере обороны. 8 июля того же года Главой государства был подписан Закон «О воинской обязанности и воинской службе». Эти документы обеспечили соответствие казахстанской военной политики мировым реалиям.

Вооруженные Силы Казахстана в мирное время включают: органы военного управления, виды Вооруженных Сил, специальные войска, тыл, военно-учебные заведения, военно-научные учреждения.

В основу деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, как отметил Глава государства, выступая перед участниками Второго Всеармейского совещания (2 ноября 2005 года), положены требования по созданию армии ХХI века, способной адекватно реагировать на возможные вызовы и угрозы в целях безопасности государства. Поэтому, подчеркнул Президент, главным направлением последующего совершенствования Вооруженных Сил является дальнейшая профессионализация армии.

В своем выступлении Глава государства Н.А. Назарбаев определил девять приоритетных задач, в числе которых – обеспечение соответствующего уровня боеспособности Вооруженных Сил и обороноспособности государства в целом; поддержание качественного состояния вооружения и военной техники; эффективное взаимодействие и консолидация региональных сил; поэтапный переход на контрактную основу комплектования войск; дальнейшее совершенствование взаимодействия силовых министерств и ведомств в вопросах борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма; умелое применение достижений военной науки и новых технологий; развитие военного образования; совершенствование планирования применения войск при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера; улучшение качества жизни военных.

Боевой парад, 2013 год

Следуя по курсу, выбранному согласно долгосрочной Стратегии развития до 2030 года, предложенной своим Лидером, Казахстан вступил во вторую десятилетие нового века с новыми приоритетами в развитии, в том числе и в оборонной системе. Глава государства в своем Послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» от 2 марта 2006 года поставил новые задачи по развитию Вооруженных Сил страны. Президент РК определил необходимые меры по укреплению мира и созданию эффективной системы национальной безопасности. Он подчеркнул необходимость принятия новой Военной доктрины страны и Стратегии национальной безопасности на 2006-2010 годы.

«Укрепление государственности, национального суверенитета целостности Казахстана должно осуществляться на основе новой военной доктрины. Она должна предусматривать создание профессиональной армии, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, соответствовать самым высоким международным стандартам.

Вооруженные Силы Казахстана должны быть обеспечены современными военно-техническими средствами, они оправданно рассчитывают на высокие оборонные технологии, соответствующие угрозам, специфическим для Казахстана и новой международной ситуации.

Следует подробно рассчитать необходимые средства и учесть их в военной доктрине, и для решения поставленных задач объем расходов государственного бюджета на оборону надо увеличить».

Важные шаги развития в сфере обеспечения военной безопасности были четко определены Президентом в Стратегии национальной безопасности, утвержденной 7 марта 2007 года. Как отметил Глава государства, «Новая Стратегия национальной безопасности должна способствовать вхождению Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств мира». В Стратегии учтены возросшие экономические и политические возможности Казахстана, прогнозы изменения обстановки в мире, регионе и стране.

Прежние глобальные механизмы и системы безопасности не соответствовали современным реалиям, требовали серьезного реформирования. В мире периодически возникают вооруженные столкновения, развиваются противоречия между стратегиями различных государств. В связи с этим появилась необходимость формирования эффективной современной системы национальной безопасности, ориентированной на превентивное выявление и устранение угроз, на повышение в целом антикризисного потенциала страны.

Оборонительный характер Военной доктрины 

21 марта 2007 года на основании Указа Президента Республики Казахстан был принят следующий важнейший документ, регулирующий вопросы национальной, точнее, военной безопасности государства - новая Военная доктрина, носящая сугубо оборонительный характер.

Следующим нормативным правовым актом, непосредственно регулирующим процессы военного строительства и развития Вооруженных Сил, стала Государственная программа развития военной организации, предусматривающая практическую реализацию основных положений Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины.

Все эти документы отражают политику, проводимую Главой государства, основанную на действенной политической дипломатии, главной целью которой является достижение взаимовыгодных результатов и консенсуса, развитие Вооруженных Сил и дальнейшее их совершенствование. В целях укрепления обороноспособности государства Верховным Главнокомандующим утверждена оптимальная структура Вооруженных Сил, что позволило определить качественно новые стратегические ориентиры для развития казахстанской армии.

Вооруженные Силы суверенного Казахстана, как и прежде, способны выполнять поставленные задачи Верховного Главнокомандующего в любых условиях. Современная казахстанская армия стала надежным гарантом обеспечения военной безопасности нашей республики. Зарубежные эксперты признали Вооруженные Силы Казахстана одними из сильнейших на постсоветском пространстве, а в Центральной Азии признана лучшей.

Согласно требованиям Главы государства по вопросам обеспечения национальной и военной безопасности Казахстана на сегодняшний день успешно функционируют несколько видов войск и других воинских формирований. Президент - Верховный Главнокомандующий - уделяет огромное внимание их развитию, следит за процессом их жизнедеятельности.

 «Во все времена наши предки уделяли особое и первостепенное значение вопросам о земле, жизненном пространстве нации, защите внешних границ. Вот и мы с первых лет Независимости взялись за решение именно этого круга проблем», – сказал Президент Н.А. Назарбаев об усилиях, предпринятых за сохранение территориальной целостности Казахстана.

С момента создания Вооруженных Сил Рк Президент Казахстана всегда акцентировал внимание на вопросе подготовки военных кадров для Вооруженных сил РК. Это стратегическая задача Минобороны РК. Глава государства в послании народу Казахстана сказал, что качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Для достижения поставленных целей, а также с учетом тенденции развития средств вооруженной борьбы, управления войсками и оружием, возрастания роли информационной составляющей в современных войнах и вооруженных конфликтах система подготовки кадров постоянно совершенствуется.

«Наша цель - воспитать преданных стране настоящих патриотов военной идеи, которые будут стоять на защите независимости, целостности нашей родины», - сказал Нурсултан Назарбаев, выступая перед учащимися республиканской школы «Жас улан» в Астане. 

 
Нурсултан Назарбаев среди юных улановцев
Пожелание юным улановцам от Президента РК

Всему миру известна ответственная, взвешенная и сбалансированная политика Казахстана по отношению к обеспечению международной и региональной стабильности и безопасности. Такой политики Казахстан во главе с Президентом Н.А. Назарбаевым придерживается с первых лет независимости.

Сегодняшнее признание республики на международной арене, ее вступление в ведущие мировые организации являются результатом тщательно продуманной, сдержанной и разумной политики, проводимой Президентом, его кропотливого и нелегкого труда.

За сравнительно короткий период Н. Назарбаев добился того, что все направления жизнедеятельности молодой страны активно развиваются. Особенно это заметно по развитию отечественных Вооруженных Сил: Верховный Главнокомандующий смог воплотить в жизнь многие свои замыслы по их реформированию.

Сегодня Вооруженные Силы республики хорошо оснащены и подготовлены. Президент держит на постоянном контроле вопросы дальнейшего совершенствования военного потенциала страны.

Читать также: 7 мая 2017 года Вооруженным Силам РК исполняется 25 лет



Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"