Полковник Абзал Сулубеков - главный штурман Военно-воздушных сил РК

Заправлены в планшеты космические карты,

И штурман уточняет  в последний раз маршрут.

Давайте-ка, ребята, закурим перед стартом:

У нас еще в запасе четырнадцать минут.

Нам пришлось немного изменить строчку этой известной когда-то песни – неофициального гимна космонавтов, потому что штурман не будет в «последний» раз уточнять маршрут – примета плохая.  В ВВС говорят в таких случаях – «крайний раз». И еще один момент. Заметьте, пока в песне штурман что-то делает, оставшиеся члены экипажа отправляются курить. Скорее всего, это пилоты. Такое вот интересное разделение труда…

А если серьезно, то мы хотим вам рассказать о мастере своего дела, главном штурмане Военно-воздушных сил СВО Вооруженных сил Республики Казахстан, начальнике Управления навигации и боевого применения ВВС СВО, кавалере ордена «Айбын» II степени, полковнике Сулубекове Абзале Абдигалиевиче.

Как это ни странно, в юные годы Абзал Абдигалиевич мечтал стать именно летчиком и даже космонавтом, как было модно в то время. Он и военное учебное заведение уже для себя выбрал – Барнаульское училище летчиков, и к учебе серьезно готовился. Когда пришло время, покинул свое родное село Интумак, что в Жамбылском районе Алматинской области и отправился в Алматы, где собирали всех желающих учиться на офицеров, с последующим распределением.

По результатам экзаменов узнал, что его могут взять в штурманы. Мало того, что не в пилоты, так он еще и представления не имел, что это за профессия – штурманы.

- Да ты что?! – убеждали его офицеры в комиссии. – Это почти такие же летчики! Да еще и элита ВВС, мозг воздушного корабля!

Вобщем убедили, и отправился абитуриент Сулубеков на учебу в Челябинское авиационное Краснознаменное училище штурманов. Став курсантом, в этом решении не разочаровался – учиться было очень нелегко, но, действительно, интересно, ведь штурману приходится знать очень многое. Это многое он и его товарищи осваивали весь первый курс. На втором курсе они уже изучали самолет Ту-134 и приступали к практическим заданиям. На этом специальном самолете располагалось 16 рабочих мест штурманов, и курсанты сдавали зачеты группами прямо в воздухе.

Третий и четвертый курс курсанты осваивали штурманскую работу с боевым применением, «работая» бомбами по полигону в Костанайской области. На последнем четвертом курсе большую часть времени они проводили на аэродроме Шадринска, привыкая к предстоящей службе.

Здесь в военном училище Абзал Абдигалиевич и его товарищи очень крепко подружились со спортом. Выглядело это так. Когда он уже учился на втором курсе, в училище должна была приехать комиссия Главной инспекции Министерства обороны и проверять какую-то определенную группу. Руководство училища рассудило так -  первокурсников не бросишь, потому что слабоваты. Четверокурсников не оторвешь от практики – им скоро служить. Остаются третьекурсники и второкурсники. Вторые, по определению, пошустрее – им, как говорят штурманы, и карты в руки!

Абзал Абдигалиевич до сих пор с улыбкой вспоминает:

- Построили наш курс и объявили – вы теперь спортивный батальон! Дали нам немного времени подготовиться, а тут и комиссия нагрянула. Хорошо, что спорт в училище был развит достойно, да и ребят в летные училища подбирали нехилых. Вобщем честь Челябинского училища мы не опозорили, а мое отделение вообще все сдало на «отлично», за что всем нам объявили по пять суток отпуска…

Последовало и еще одно «поощрение». Через два года комиссия нагрянула вновь и затребовала для проверки четвертый курс, чтобы, видимо, почувствовать разницу. Курсант Сулубеков и его товарищи не подвели. Невзирая на жару, они доказали, что и на четвертом курсе они стали ничуть не хуже чем были на втором.

С богатыми знаниями, дипломом и лейтенантским погонами Абзал Абдигалиевич пришел в войска в непростое время: конец 80-х – начало 90-х годов, а уж регион ему попался… Нет, в застойные советские времена служба в Прибалтике была довольно престижна. Только теперь братские республики напоминали бурлящий политическими страстями котел. Соответственно, изменилось отношение к военным, так что служить здесь было непросто. Лейтенант Сулубеков начинал службу в Тартуском бомбардировочном полку, известным тем, что им в свое время командовал генерал Джохар Дудаев.

Нашему герою предстояло осваивать специальность штурмана-оператора на самолете Ту-16 ПП (постановщик помех), а затем на стратегическом бомбардировщике средней дальности Ту-22МЗ.

В 1991 году начинается его служба в Казахстане - Абзалу Абдигалиевичу удалось перевестись в Жетыген. Для того, чтобы работать на имевшейся здесь технике – фронтовых бомбардировщиках Су-24, он отучился в Липецком учебном центре. С благодарностью вспоминает это учебное подразделение, которое, так же как и училище, многое дало ему для дальнейшей службы.

По возвращению служил на должностях – штурман самолета, старший штурман самолета, штурман звена. В 1996 году поступил на учебу в Военно-воздушную академию имени Гагарина, по завершении которой в 1999 году пришел в Управление командующего ВВС СВО РК на должность старшего штурмана-инспектора Штурманской службы. Набираться практических навыков ему предстояло практически на всех полигонах страны и на всех учениях, где применялась авиация. Теорию же и служебные знания ему преподавали, без преувеличения сказать, асы Штурманской службы – генерал-майор авиации Быков Евгений Владимирович и полковник Касенов Кайырбай Карибаевич, которым он и по сегодняшний день бесконечно благодарен. Именно эти люди, не считаясь со временем, наставляли молодого майора Сулубекова, чтобы он поскорее постиг все премудрости и стал им достойной заменой.

Причем, полученные им знания не ограничивались только штурманской наукой. Как вспоминает Абзал Абдигалиевич, через три-четыре года он знал  также работу тыла, связи, операторов. Все это, в совокупности с отличной службой, позволили ему в 2004 году возглавить службу воздушной навигации Управления Главнокомандующего СВО ВС РК, а с 2006 года он стал главным штурманом ВВС СВО ВС РК.

Итак, чем же занимаются штурманы УГК СВО ВС РК? Если подробно расписать все, что возлагается на данное подразделение, то вместо этой статьи придется писать другую еще более объемную. И потому, мы вкратце дадим лишь направления их работы. Инспектора-штурманы – непременные участники учений с применением авиации. На их плечи ложатся все необходимые расчеты, предложения по улучшению летной работы и многое другое. Кроме того, они работают с полигонами и аэронавигационной информацией. В этой службе - настоящие специалисты своего дела: старшие штурмана-инспекторы ВВС полковник А.Башаров, подполковники Б.Кенесбаев и Г.Шаймерденов, начальник САИ (служба аэронавигационной информации) майор авиации Х.Гайнулин и другие.

Среди повседневных служебных задач, офицеры управления Сулубекова особо выделяют штурманское обеспечение парадов в столице, которое было возложено на них, и с чем они достойно справились. Неудивительно, что Абзал Абдигалиевич по итогам своей более чем четвертьвековой службы был награжден государственной наградой.

Но главной наградой для него было и остается то, что рядом с ним семья – верная супруга и дети, которые поддерживают в трудные минуты, переживают за него и радуются вместе с ним его успехам.

 

Автор: Олег Таран


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"