Пилоты 610-й авиационной базы Сил воздушной обороны РК верны славным традициям

Пилоты 610-й авиационной базы Сил воздушной обороны РК верны славным традициям

19 июля на родине Героя Советского Союза Нуркена Абдирова, в Каркаралинском районе, состоятся праздничные мероприятия, посвященные 100-летней годовщине со дня его рождения. Активное участие в них примет и личный состав 610-й авиационной базы Сил воздушной обороны РК, которая носит имя нашего прославленного соотечественника. В настоящее время здесь проходит службу земляк Нуркена Абдирова — лейтенант Олжас Жакыпбек. Он родился в том же самом селе. Для него является большой честью продолжать славные традиции «крылатого батыра»

По воинской специальности Олжас — штурман воздушного корабля. Он выполняет навигационные задачи, отвечает за перехват целей и пуск ракет. Молодой офицер восхищается вверенной ему техникой. В настоящее время у него за плечами уже несколько десятков вылетов на МиГ-31. Он рассказывает, что звено из четырех МиГов, сведенных в единый боевой и информационный комплекс, способно контролировать воздушное пространство на фронте порядка 1000 км. А расстояние до Нур-Султана на форсаже эта машина преодолеет менее чем за 5 минут!
- Летать мечтал с детства. В нашем селе свято чтут память Нуркена Абдирова, поэтому я решил пойти по его стопам. Поступил в Военный институт Сил воздушной обороны имени Дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова в Актобе. Спустя пять лет его закончил. Какие качества необходимы в первую очередь пилоту? Железное здоровье и голова на плечах. Мы регулярно проходим медицинские обследования, иначе просто не допустят к полетам. Кроме того, необходимы определенные специфические знания, в частности, из области физики, аэродинамики. Надо разбираться в особенностях конструкций самолетов и знать их внутреннее устройство, понимать принципы работы систем противовоздушной обороны и радаров, - говорит лейтенант Жакыпбек.
Кстати, командир авиационного отряда майор Амангельды Шагапов объяснил, почему всепогодный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31 следует называть «воздушным кораблем». Дело в том, что согласно принятой классификации самолеты разделяются по взлетной массе. К примеру, военно-транспортный самолет Ил-76 с его взлетной массой в 195 тонн — корабль, а вот Ан-26 (24 тонны) до этого показателя еще не дотягивает! Соответственно, МиГ-31 — тоже воздушный корабль, поскольку с полными баками топлива и вооружением весит более 40 тонн.
Повышать профессиональное мастерство молодым пилотам активно помогают ветераны неба. Одним из них является Станислав Степанович Федотов, летчик 1-го класса, полковник в отставке. Его воздушный налет на боевых истребителях превышает полторы тысячи часов, он освоил более 10 различных типов самолетов. С небом его роднит и тот факт, что он является однофамильцем известного советского летчика-испытателя, Героя Советского Союза Александра Васильевича Федотова, который установил без малого почти два десятка мировых авиационных рекордов (ему принадлежит до сих пор не побитый рекорд высоты полета (37650 метров) для пилотируемых самолетов с реактивными двигателями, установленный 31 августа 1977 года на опытном истребителе МиГ-25М). Во многом именно благодаря его усилиям и труду получил «путевку в жизнь» истребитель МиГ-31, на котором летают карагандинские пилоты.
- С Александром Васильевичем я был знаком лично. Хочу пояснить, что за 33 с лишним года службы я успел побывать во всех уголках Советского Союза. На тот момент мы дислоцировались в Днепропетровске. И когда стало известно, что на наш аэродром сел Федотов, меня вызвал командир полка. Познакомил нас, спросил: «Вы не родственники?» Поговорили мы с моим известным однофамильцем, выяснилось, что не родня. Однако впечатлений от той встречи у меня осталось много. Александр Васильевич пожелал мне удачи, мы тепло попрощались. А вскоре я узнал, что он вместе со штурманом Валерием Зайцевым погиб во время испытательного полета, - рассказывает Станислав Степанович.
По его словам, молодым пилотам, которые приходят на службу, еще предстоит много учиться, однако задатки лидеров у них есть. Обмену опытом способствует и тот факт, что в настоящее время летчиков для отечественной боевой авиации готовят не только в Актобе, многие из них заканчивают летные учебные заведения в Российской Федерации. Впрочем, летный экипаж — не только пилот и штурман. Полноценная эксплуатация такой сложной машины в большой степени зависит и от инженерного персонала. Так, старший авиатехник корабля лейтенант Наурыз Отембаев занимается предполетной подготовкой и не уходит с поля до тех пор, пока и истребитель, и люди не совершат посадку. Затем выслушивает замечания, а если таковые есть, занимается их устранением.
- За каждым механиком закреплена отдельная машина. Со своей я уже, можно сказать, сроднился, - говорит он.
- Лейтенант Отембаев также закончил Военный институт Сил воздушной обороны РК. Он — молодой специалист, однако уже был отмечен благодарственным письмом командования. Уверен, что в будущем он еще покажет себя, - говорит временно исполняющий обязанности заместителя командира по воспитательной и идеологической работе в/ч 50185 майор Мадияр Арстамбеков.
В августе личный состав 610-й авиационной базы будет отмечать очередную годовщину с момента образования. Первые самолеты выполнили перелет с аэродрома «Жана Семей» на карагандинский аэродром «Сары-Арка» 16 августа 2001 года под командованием министра обороны РК, обладателя звания «Халық Қаһарманы», генерала армии Мухтара Алтынбаева и полковника Николая Рубанова – старшего летчика-инспектора службы безопасности Сил воздушной обороны Вооруженных Сил РК. А уже 18 сентября 2001 года, практически через месяц, личный состав части приступил к круглосуточному несению боевого дежурства по защите воздушных рубежей нашей Родины. Немногим более года спустя авиабазе было присвоено имя Героя Советского Союза Нуркена Абдирова, а также вручено Боевое Знамя части как символ мужества, отваги и чести.
В памяти военнослужащих навсегда останется подвиг командира части полковника Марата Едигеева. Вечером 23 апреля 2013 года при выполнении ночных плановых полетов в Шетском районе Карагандинской области, в 2 километрах юго-западнее от населенного пункта Просторное, потерпел катастрофу истребитель МиГ-31. Смерть оборвала жизнь молодого, полного сил и энергии настоящего патриота Родины. Командир экипажа Марат Едигеев до последнего момента пытался спасти истребитель и отводил его от населенного пункта.
В настоящее время командиром части является полковник Ринат Дарменов, начальником штаба — подполковник Серик Рамазанов.
- Мастерство личного состава части ежегодно подтверждается при проведении совместных командно-штабных, оперативно-тактических учений, в том числе с боевой стрельбой, проводимых как в рамках Вооруженных Сил РК, так и между странами-участницами ОДКБ, - рассказывает майор Арстамбеков.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА
Фархат КИНЖИТАЕВ
Возврат к списку

Уважаемые читатели!

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы получать по электронной почте самую свежую информацию о событиях, происходящих в армии Казахстана и мира, новинках вооружения и военной техники и невероятных историях чести и долга военнослужащих. В рассылку входят материалы газеты «Сарбаз» и журнала «Айбын». Вы сможете в начале каждой недели одними из первых узнавать последние военные новости.
Комментарии

Новостная лента

В ВВС Казахстана прибыли модернизированные самолеты Су-25

В ВВС Казахстана прибыли модернизированные самолеты Су-25

Семь граней Великой степи

Семь граней Великой степи