Курсанты ВИСВ проходят обучение на тренажерах БМП-2

Как получить квалифицированного военного специалиста, подготовка которого соответствовала бы современным стандартам, но при этом была бы еще и малозатратной? Ответ на этот вопрос знают на кафедре вооружения и стрельбы Военного института Сухопутных войск, где уже давно практикуют занятия на тренажерах.

Использование современных информационных технологий наряду с широким применением учебно-тренировочных и компьютерных тренажерных средств прочно вошло в систему обучения будущих офицеров. Такой подход позволяет не только значительно повысить эффективность учебного процесса, облегчить освоение курсантами вооружения и военной техники, но и сберечь ее моторесурс, сэкономить немалые средства.

Перемены в общественной жизни, в том числе и в армии, привели к тому, что постоянно использовать боевые машины и вооружение в учебных целях стало невозможно, да и экономически нецелесообразно. Постоянный рост цен на энергоресурсы, оснащение войск современной, более сложной техникой – автоматически сказались на повышении стоимости ее эксплуатации, ремонта и обслуживания. Потому в современных условиях одним из главных путей повышения качества выучки курсантов является использование электронных учебно-тренировочных комплексов.

По оценке специалистов, в армиях иностранных государств практические навыки обучаемые получают именно на тренажерах — такие занятия занимают от 40 до 60 процентов учебного времени. Оснащение войск, широкое использование в учебном процессе современных компьютерных технологий, обучающих программ и тренажерных систем взято за правило и казахстанскими военными. Применение тренажеров позволяет значительно повысить качество и эффективность боевой учебы. А заодно сохранить ресурс боевой техники, существенно снизить затраты на ее содержание, уменьшить расход боеприпасов.

Имеющаяся база тренажеров и компьютерных программ позволяет курсантам (особенно на первоначальной стадии обучения) приобрести необходимые навыки, без которых невозможно в сжатые сроки освоить современную военную технику. Причем с наименьшими затратами материальных средств.

Электронный помощник является сегодня важным подспорьем в обучении огневому мастерству всего экипажа БМП‑2. Вся визуальная обстановка, мишени, прицельные сетки и т. п. высвечиваются на цветных видеомониторах — соответственно для каждого прицельного комплекса. Тренажерный комплекс, полностью имитирующий боевое отделение БМП и отделение механика-водителя, позволяет воинам отрабатывать действия при вооружении, совершенствовать навыки вождения в различных условиях обстановки без расхода топлива, боеприпасов и моторесурсов техники.

С помощью пульта руководителя занятия за пару секунд можно создать виртуальный мини-полигон, который в состоянии заменить реальную директрису, обеспечить подготовку курсантов как в индивидуальном порядке, так и одновременно в составе всего экипажа при выполнении общей огневой задачи. Достаточно нажать клавишу — и компьютер обеспечит для обучаемых выбор упражнения и условия стрельбы, расстановку целей, изменение количества и типа боеприпасов.

На экране руководителя занятия отображается последовательность действий каждого члена экипажа с фиксацией допущенных им ошибок. В поле зрения прицелов и приборов наблюдения наводчика-оператора и командира боевой машины – количество пораженных целей, а также время производства первого выстрела. На мониторах контроля есть возможность наблюдать за тем, как виртуально перемещается боевая машина по неровностям местности. При этом тренажер обеспечивает имитацию работы стабилизатора пушки, целеуказания и наведения спаренной установки на цель в соответствии со штатными характеристиками.

В день посещения мной учебного корпуса будущие наводчики-операторы и командиры БМП практиковались в стрельбе по движущимся целям с короткой остановки. Курсанты, до этого знакомые с компьютерными играми, без особых эмоций, но предельно старательно выполняли свои задачи: загружали боеприпасы, определяли сектор обстрела, дальность до целей, учитывали заданные компьютером метеоусловия. Затем — через несколько секунд — парни поражали мишени, которые появлялись на экране видеомонитора.

ЭВМ исправно выдавала информацию о действиях каждого. Умная машина, фиксируя все допущенные ошибки, после выполнения упражнения выставила обучаемым заслуженные оценки. Более объективного и бесстрастного проверяющего не найдешь…

Как отметил полковник Алескер Байтилесов, за шесть учебных часов на реальной директрисе курсанты смогли бы лишь по разу выполнить упражнение. На тренажере же за это время каждый курсант потренировался в действиях при вооружении 3-4 раза. А это значит, что электронная система, работающая от сети переменного тока с напряжением 220 вольт, способна «пропустить» в 3-4 раза больше обучаемых, чем в ходе занятий на материальной части боевой машины.

За один час тренажер расходует только 1,2 киловатта электроэнергии. Реальная же БМП‑2 учебно-боевой группы только за один заезд «съедает» более шести литров дизтоплива. Если добавить сюда стоимость израсходованных боеприпасов (10 снарядов для пушки и 25 патронов для пулемета на одного обучаемого), моторесурсов, затраты на амортизацию техники и полигонного оборудования, на изготовление и установку мишеней, и полученную сумму умножить на количество обучаемых курсантов, станет понятно, насколько очевидна экономическая выгода при использовании этого электронного комплекса.

Курсанты уже на начальном этапе подготовки имеют возможность работать в режиме самообучения: в поле зрения прицела появляется «шпаргалка» – что и в какой последовательности нужно делать. Еще один выигрышный «козырь» этого тренажера в том, что здесь можно на 100 процентов контролировать обучение курсантов (на реальной технике этого сделать сложно). Есть возможность многократного повторения функциональных операций, анализируются ошибки и недочеты в действиях начинающих «огневиков».

 

Старший преподаватель кафедры тактики полковник Акылбай Жансеитов


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"