Наурыз – главный праздник страны великой степи, вечного народа Мәңгілік Ел. Это поистине всенародный праздник нового года, праздник весны и обновления, весеннего равноденствия. Не случайно Наурыз испокон веков называли Ұлыстың ұлы күні – Великий день народа.
Наурыз широко праздновался до 1926 года, пока на волне гонений на все дореволюционное не был отменен. Интересно, что за шесть лет до отмены, Наурыз был объявлен официальным праздником и выходным днем декретом за подписью руководителя Туркестанской АССР Турара Рыскулова.
«День 22 марта считать всенародным праздником «Начало весны» - «Наурузъ». День этот считать неприсутственным и занятий в правительственных учреждениях не производить, о чем и объявляется для сведения и немедленного исполнения», - говорится в документе 1920 года.
Возрождение праздника произошло во время перестройки, в 1988 году.
А 15 марта 1991 года Указом Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, Наурыз Мейрамы был объявлен государственным праздником.
Что же писала казахстанская пресса в период своего становления о Наурызе? Накануне отмены Наурыза, в 1925 году, в газете «Қазақ тілі» вышла статья Сабита Донентаева, посвященная празднику.
«Праздник Наурыз»
(Сабит Донентаев, «Қазақ тілі», 1925 год)
Многие из казахов знают, что 22 марта – это праздник Наурыз (новый год).
Ежегодно о нем пишут в газетах на протяжении многих лет. Этот праздник – не религиозный, а национальный. Казахский народ издревле считал Наурыз великим праздником, имеющим историческое значение. Это известно каждому ребенку.
Однако, в последнее время в связи с гонением на религиозные праздники (такие, как ораза айт и курбан айт), среди казахов появились и те, кто перестал ценить праздник Наурыз. На самом же деле помимо того, что Наурыз – национальный праздник, у него есть глубокая историческая значимость. С уходом суровой зимы, с наступлением нового года, рождающего жизнь в душе, приходу весны наряду со всей природой, радовался и казахский народ, думая: «даже звери с жирными курдюками, сторожащие врата смерти всю зиму в своих берлогах, выходят из спячки,
насекомые оживают и дают понять, что они есть на этом свете, больные ждут исцеления, кони ожидают насытится, бедняки говорят, что теперь проживут и в лохмотьях, все люди наполнены надеждой, у всех в душе появляются теплые чувства и все солидарны с творениями природы». С такими мыслями встречали новый год, соскучившись, навещая друг друга и поздравляя с праздником крепкими объятиями, совершая обычай «көрісу».