Еще один пилот покорил небо

Ни с чем не сравнимую эйфорию капитан Мадияр Арстамбеков испытал во время своего первого самостоятельного полета. Курсант Актюбинского военного института Сил воздушной обороны вслушивался в ровный гул двигателей, старательно отмечал ориентиры на местности, медленно проплававшей под крылом самолета, и, услышав в наушниках строгий голос диспетчера, заложил вираж, возвращаясь на аэродром. На взлетную полосу Мадияр сел без замечаний, а тем временем к нему уже бежали сокурсники и преподаватели. Летный инструктор дружески похлопал его по плечу, не скрывая своей искренней радости - еще один пилот покорил небо...

Паренек из села Каракудук Бухар-Жырауского района Карагандинской области с детства грезил о военной авиации. Хищные и стремительные силуэты боевых самолетов способны заворожить воображение любого мальчишки, однако лишь избранным дано преодолеть все препятствия, отделяющие его от вожделенной цели. Мадияр Арстамбеков был именно таким. Закончив девять классов сельской школы, он поступил в республиканскую военную школу-интернат имени Дважды Героя СССР Талгата Бегельдинова в Караганде. Уже тогда он решил, что, если не получится стать летчиком, то освоит гражданскую специальность. Но судьба ему улыбнулась: успешно сдав государственные экзамены, упражнения по физической подготовке и психологические тесты, Мадияр стал курсантом Актюбинского военного института Сил воздушной обороны - единственного в Казахстане военного вуза, который обучает летчиков.

Учеба давалась ему без труда - сказывалась тяга к точным наукам, привитая с детства. За штурвал самолета капитан Мадияр Арстамбеков сел уже на втором курсе. Сначала следовали вывозные полеты на ЯК-18Т — легкой учебно-тренировочной машине, при этом за поведением и действиями курсанта бдительно наблюдал инструктор. Убедившись, что молодой летчик все делает правильно, его стали выпускать в небо самостоятельно. 

- Это невероятные ощущения — восторг, эйфория... Несмотря на это голова работала ясно и четко, правда, не совсем верилось, что в кабине я нахожусь один. Что я при этом еще чувствовал? Большую ответственность — мне доверили самолет, - улыбается капитан Мадияр Арстамбеков. - Совершил полет по кругу, приземлился. Уже потом, на земле, увидел, как сильно переживал инструктор. Поэтому хочу сказать, что мой первый самостоятельный полет — это не только моя заслуга, это работа целого коллектива людей, которые дали мне нужные знания, поверили в мои силы...

На четвертом курсе института капитан Мадияр Арстамбеков стал летать на реактивном учебно-боевом самолете Л-39 — это последний этап перед освоением боевого самолета. С этой машиной у него также не возникло сложностей, и вскоре после окончания вуза молодого пилота направили переучиваться на МиГ-29, который и по сей день считается одним из лучших истребителей мира. Полеты совершались с военной авиабазы, расположенной близ поселка Жетыген в Илийском районе Алматинской области. Новая боевая машина покорила Мадияра своими ударными и пилотажными возможностями - она была послушна как ласточка и в то же время несла на борту большой смертоносный арсенал. В это время летчик окончательно убедился в том, что нести службу по охране родного неба — задача невероятно сложная и ответственная. И от решений, которые пилот принимает в воздухе, может зависеть множество чужих жизней. Карагандинцы помнят подвиг полковника Марата Едигеева, который, выполняя тренировочный полет 23 апреля 2013 года на МиГ-31, трагически погиб, до последней минуты пытаясь увести неисправный истребитель от поселка Просторное, на который тот мог упасть...

По словам капитана Мадияра Арстамбекова, он хотел служить поблизости от родных, на карагандинской авиабазе. Однако здесь базируются именно «тридцать первые» - высотные и скоростные перехватчики, управлять которыми доверено только самым опытным пилотам.

- Поэтому мне было необходимо освоить сначала МиГ-29, он считается более удобным в пилотировании. «Тридцать первый» не прощает грубых ошибок, особое внимание приходится проявлять во время взлетов и посадок. В то же самое время, несмотря на то, что эти самолеты находятся на вооружении уже давно, по комплексу боевых характеристик мало кто способен соперничать с ними. Истребитель способен разгоняться до трех скоростей звука, подниматься на высоту свыше двадцати километров, то есть машина во многих отношениях уникальная и до сих пор считается секретной, - делится впечатлениями капитан Мадияр Арстамбеков.

Свой первый полет на МиГ-31 он совершил в прошлом году. И сейчас капитан Арстамбеков гордится тем, что проходит службу в рядах воинской части 50185, которая прикрывает небо Центрального Казахстана и в первую очередь — небо нашей столицы. По его словам, коллектив части — дружный и слаженный. Молодого пилота сразу взяли под свое крыло более опытные товарищи. Они обучают его летным премудростям, дают житейские и бытовые советы.

На вопрос о летных байках и суевериях, 29-летний пилот широко улыбается.

- Летчики и правда народ суеверный. Кто-то не бреется перед полетом, у кого-то есть свои талисманы. Мы, например, никогда не фотографируемся перед полетами, после них — сколько угодно. Есть у нас и своеобразный ритуал: после посадки мы бьемся мягким местом о шасси самолета. При этом число ударов должно совпадать с бортовым номером. Если бортовой номер слишком большой, допустим, двенадцать, то эти цифры складываются (12 = 1+2 = 3). Но самое главное заключается в том, чтобы количество взлетов и посадок всегда совпадало, - говорит он. 


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"