Воспитание на примере Героя

Воспитание на примере Героя


Военно-патриотическое воспитание через популяризацию военной истории на примере жизнедеятельности Героя Советского Союза, Халық қаhарманы генерала армии Нурмагамбетова С.К.

Одной из задач педагогики для сохранения устойчивости общества является социализация молодежи. Молодежь - основной капитал, стратегический ресурс, движущая сила любого общества, способная проявить себя в реальной созидательной, общественной жизни, творчестве и в киберпространстве. Понимая педагогические законы, преподавателям, наставникам, руководителям, кто так или иначе связан с молодежью, важно помнить, что личность формируется в деятельности, то есть какова деятельность, такова и личность. И если активность личности есть необходимое условие ее развития, то на повестке дня встает вопрос о способах управления процессами социализации подрастающего поколения для сохранения устойчивости и преемственности развития общества. Здесь на помощь системе образования, которая должна оставаться общенациональной, может прийти одна из важнейших составляющих целостного педагогического процесса - исторические знания и литература, настроенные на решение задач становления личности молодого человека как гражданина и патриота.
Особое значение имеет патриотическое воспитание молодежи на основе традиций мужества казахского народа. История Казахстана богата примерами мудрости и спокойствия, мужества, героизма и стойкости, которые отражены, в том числе и в казахском фольклоре, в летописях – письменных источниках. Особого внимания заслуживает героический эпос казахов, в котором особое внимание уделялось гражданской позиции героев. Такие произведения, «Қобыланды батыр», «Алпамыс батыр», «Қырымның қырық батыры», «Ер Тарғын», «Тоқтамыс», «Едіге» могут служить наглядной моделью патриотического воспитания через всесторонний анализ «института батыров».
Сегодня казахстанские историки выделяют несколько этапов развития традиций мужества и героизма от эпохи Кюльтегина, Золотой Орды, а также все последующие периоды освободительных войн и движений против джунгар и колониальной политики царизма до боевой истории в годы в Великой Отечественной войны и декабрьских событий 1986 года. Соответственно, каждый этап рождает своих героев. Особенно внимательно надо отнестись к изучению истории ХХ века, который с его трагедиями, достижениями и примерами беспрецедентного мужества в истории казахской государственности оставил особый след. Думается, повышение осведомленности старшеклассников, студентов, курсантов в вопросах отечественной истории, в том числе ее военной составляющей открывает большие возможности для государственного патриотического воспитания, привития, в хорошем смысле, оборонного сознания.
Большое значение имеет анализ примеров героизма и стойкости героев Великой Отечественной войны, в которой принял участие каждый пятый казахстанец. Патриотическое воспитание на основе примеров ратных подвигов Б.Момышұлы, С.Нұрмағамбетова, Т.Бигелдинова, Қ.Қайсенова, Р.Қошқарбаева, Т.Тоқтарова, М.Ғабдуллина, Ә.Молдағұловой, М.Мәметовой, Х.Доспановой и миллиона и двухсот тысяч наших соотечественников должно оставаться важной частью образовательных программ.
Понимание взаимосвязи побед старшего поколения защитников Отечества и сегодняшних достижений, то есть понимание закономерностей исторического развития, должно способствовать преемственности и успешной социализации молодых людей. Это особенно актуально сейчас, когда страна отмечает 95-летие нашего легендарного батыра, ратный путь которого олицетворяет преемственность и историческую взаимосвязь эпох: советского периода и начала независимости Казахстана.
Легендарный герой, выросший из мальчика-сироты из крохотного аула на севере Казахстана, которому судьбой была уготована честь защищать от врага Родину в уже далеких для сегодняшних мальчишек сороковых годах ХХ века и строить вооруженные силы уже независимого Казахстана в совсем недавних девяностых, став ее первым народным героем, может еще многие годы быть источником вдохновения для следующих поколений защитников Отечества. Он рос и мужал вместе с понятием «Родина». Встретив войну совсем юным, он шел через ее горнило, проявляя исключительную стойкость и умение отлично организовать и обеспечить отражение всех контратак неприятеля. Войну закончил в мае 1945 в звании майора. Грудь фронтовика украсили многочисленные награды. И «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, и ордена Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, два ордена Красной Звезды, два ордена Трудового Красного Знамени, ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени и «Знак Почета». Все это вызывает заслуженное уважение и даже восхищение, однако сам Сагадат Кожахметович не придавал своим наградам столь большого значения, он говорил: «Должен сказать, что никто из нас, фронтовиков, поднимаясь в атаки под пулями врага или до последнего сражаясь в обороне, не думал о славе, почестях, наградах. Мы знали – за нами Отчизна, наша прекрасная земля, родные. Мы до конца выполняли священную клятву, принесенную нами своему народу, и не мыслили, что можем жить и воевать иначе».
После обретения независимости было понятно, что именно генерал Нурмагамбетов должен возглавить Вооруженных сил молодой страны. В 1992 году он становится первым Министром обороны Казахстана, став, по сути дела, ее творцом новой армии. А его высокий авторитет помог сохранению военного потенциала и укреплению воинской дисциплины среди личного состава. По его инициативе в суверенном Казахстане начали готовить национальные военные кадры, заложили традиции нынешних вооруженных сил. В одном из своих последних интервью Сагадат Кожахметович сказал: «Я горжусь армией суверенного Казахстана, мобильной, хорошо подготовленной, способной выполнять задания любой сложности. Если я внес определенную лепту в разгром фашизма, в дело укрепления обороноспособности советского государства, создания
и становления казахстанских вооруженных сил, то считаю, что выполнил свой долг перед Родиной».
Итак, возвращаясь к теме социализации молодежи, сохранении преемственности и устойчивого поступательного социального развития, хочется предположить, что самый эффективный способ воспитания современной молодежи – формирование собственного мнения посредством восприятия и анализа потока информации. И здесь хочется предложить для расширения осведомленности молодых в области гуманитарных знаний, мировоззренческих наук шире использовать новейшие возможности современных информационных технологий. Думается, социальные сети, видеопортал Youtube могут быть идеальным инструментом информационного воздействия на молодежь. Например, группа «Бауыржан Момышулы» в социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/b.momyshuly) за небольшой период удалось собрать тысячи молодых подписчиков. В видеопортале Youtube по запросу «Бауыржан Момышулы» собрано более семисот видеоматериалов. Аналогично этому примеру, можно популяризировать боевой путь и ратный труд генерала армии Сагадата Нурмагамбетова и других славных батыров нашего народа, открыв персональные сайты и странички в соцсетях, а также организовав помимо научных конференций, проведение ежегодных «Нурмагамбетовских чтений» среди военной и гражданской молодежи. Думается, именно развитие гуманитарных, в частности, исторических, знаний, через формирование института правопреемников традиционных батыров путем использования, в том числе интернет пространства дает ключи к сохранению национальной безопасности сейчас и в будущем.

Подполковник Жанна НАГУМАНОВА,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник Национального университета обороны
имени Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы

Возврат к списку

Уважаемые читатели!

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы получать по электронной почте самую свежую информацию о событиях, происходящих в армии Казахстана и мира, новинках вооружения и военной техники и невероятных историях чести и долга военнослужащих. В рассылку входят материалы газеты «Сарбаз» и журнала «Айбын». Вы сможете в начале каждой недели одними из первых узнавать последние военные новости.
Комментарии

Новостная лента

В ВВС Казахстана прибыли модернизированные самолеты Су-25

В ВВС Казахстана прибыли модернизированные самолеты Су-25

Семь граней Великой степи

Семь граней Великой степи