Методические рекомендации по проведению правового мониторинга НПА

Под правовым мониторингом нормативных правовых актов следует понимать механизм постоянного наблюдения, анализа, оценки развития права и корректирующего воздействия на правовую сферу. То есть, правовой мониторинг нормативных правовых актов – это постоянный процесс, направленный на совершенствование норм национального законодательства

Статьей 50 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» установлено, что правовой мониторинг проводится с целью оценки и прогнозирования эффективности законодательства путем выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, а также выработки предложений по его совершенствованию. Правила проведения правового мониторинга утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2016 года № 486 (далее – Правила).
В соответствии с положениями Правил процесс проведения правового мониторинга нормативных правовых актов включает в себя следующие этапы.
1. Сбор, обобщение и анализ информации относительно объекта правового мониторинга. На данном этапе производится анализ нормативных правовых актов и практики его применения. Данная работа заключается в выявлении противоречий, коллизий, пробелов в нормах действующего законодательства, результатом которого является выработка предложений по совершенствованию нормативного правового акта, отдельных его положений, норм.
2. Составление аналитической справки либо справки об отсутствии недостатков норм права. В случае выявления недостатков норм права в нормативном правовом акте они классифицируются на противоречащие нормы, устаревшие нормы, коррупциогенные нормы, неэффективно реализуемые нормы, дублирующие нормы, пробелы норм права, наличие излишних бланкетных и отсылочных норм и отражаются в аналитической справке.
3. Разработка проектов нормативных правовых актов, в случае выявления недостатков норм права. По результатам проведенного анализа нормативных правовых актов и практики его применения разрабатывается проекты соответствующих нормативных правовых актов. Следует отметить, что при подготовке проекта нормативного правового акта необходимо уделить внимание по прогнозированию последствий принятия нормативных правовых актов, оценить возможные негативные социально-экономические последствия его принятия.
4. Заполнение результатов правового мониторинга. По итогам проведенного правового мониторинга государственные органы два раза в год до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют информацию по итогам первого полугодия (до 10 июля текущего года) и года (до 10 января года, следующего за отчетным) в Министерство юстиции Республики Казахстан и размещают на корпоративном портале.
Следует отметить, что после внесения соответствующих поправок по результатам проведенного правового мониторинга в нормативный правовой акт он в последующем также подлежит анализу практики его применения.
Таким образом, правовой мониторинг носит постоянный, циклический характер, поскольку проводимый анализ нормативных правовых актов позволяет выявить пробелы, противоречия и коллизии и внести предложения по ее корректировке.
При проведении правового мониторинга используются следующие материалы:
1) информация, содержащаяся в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан, ежегодных посланиях Конституционного Совета Республики Казахстан Парламенту Республики Казахстан о состоянии конституционной законности в стране, нормативных постановлениях Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, иных актах в области системы государственного планирования;
2) обзоры практики применения нормативных правовых актов, подготовленные государственными органами;
3) результаты проведенного государственным учреждением «Институт законодательства Республики Казахстан» анализа нормативных правовых актов;
4) результаты анализа и обобщений обращений граждан, юридических лиц в государственные органы и рассмотрения актов прокурорского надзора, судебных решений, поступивших в государственный орган, относительно практики применения нормативных правовых актов;
5) материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства, а также представляемые неправительственными организациями;
6) заключения (рекомендации) общественного мониторинга применения норм законодательства, проводимого общественными советами, а также некоммерческими организациями, гражданами по поручению общественных советов;
7) результаты общественного мониторинга нормативных правовых актов Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан;
8) информация, содержащаяся в средствах массовой информации и на Интернет-ресурсах в общедоступных сетях телекоммуникаций, в том числе в научных публикациях;
9) результаты социологических исследований по вопросам правоприменения нормативных правовых актов;
10) статистические данные по правоприменительной практике;
11) аналитические материалы по совершенствованию законодательства;
12) предложения и замечания Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, объединений субъектов частного предпринимательства по совершенствованию действующего законодательства Республики Казахстан, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства.
В целом работа структурных подразделений государственного органа по проведению правового мониторинга является одним из важнейших видов деятельности, ведущей к «оздоровлению» принятых ими (относящихся к их компетенции) нормативных правовых актов путем выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права и их последующего устранения.
Таким образом, правовой мониторинг является действенным механизмом совершенствования законодательства.

Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"