Кто встанет у руля Узбекистана после смерти Ислама Каримова?

Смерть президента Узбекистана Ислама Каримова означает завершение целой эпохи развития государства. После отказа от легитимных прав на место врио президента главой узбекского сената и назначение премьер-министра Узбекистана на этот пост ситуация с будущим преемником еще больше прояснилась. Но все же некая интрига касательно декабрьских выборов, а тем более выбора политического направления государства, сохраняется, сообщает корреспондент sarbaz.kz.

Политика «отца нации»

Ислам Каримов возглавлял независимый Узбекистан 25 лет, до этого и Узбекскую ССР. Поэтому в общественном сознании пост президента страны ассоциируется только с ним.

В 1991, 2000, 2007, 2015 годах Ислам Каримов одерживал уверенные победы на выборах президента, набирая свыше 90 процентов голосов, а также продлевал срок полномочий с помощью национальных референдумов в 1995 и 2002 годах.

Каримов стал главой государства, в котором клановые связи играют огромную роль. Кроме того, в стране, где почти все население исповедует ислам, стало стремительно усиливаться влияние радикалов. Религия стала играть важную роль в жизни Узбекистана, но при этом государство оставалось светским. Произошла фактическая реабилитация лидера Узбекской ССР Шарафа Рашидова, что позволило Каримову заручиться поддержкой мощных местных кланов.

Ислам Каримов с самого начала президентства начал строить жесткую вертикаль власти  

В советский период основой узбекской экономики было производство хлопка. В 90-х годах после распада СССР и с разрушением прежних экономических связей с Россией страна оказалась на грани коллапса, отмечалось снижение объемов торговли и производства из-за того, что технологически промышленность двух стран были тесно связаны. Каримов взял курс на форсированную индустриализацию экономики, проходившую во многом за счет свертывания социальных программ. В итоге в Узбекистане была сохранена собственная база авиастроения, появилась автомобильная промышленность.

С самого начала президент Каримов стал строить жесткую вертикаль власти, опираясь на силовиков. Любые попытки дестабилизации ситуации в стране жестко пресекались, будь то оппозиционные акции протеста или вылазки вооруженных исламских радикалов.

Каримов стремился к независимой внешней политике Узбекистана, но из-за военных конфликтов в пограничных Таджикистане и Афганистане вынужден был искать поддержки сильных покровителей — Москвы и Вашингтона, играя на противоречиях между ними. В 1994 году Узбекистан стал членом Организации договора о коллективной безопасности, но в 1999 году, в виду усиления присутствия России в Закавказье и Средней Азии, Каримов вышел из него (вернулся в 2006 г.). Позже, опасаясь возможного вторжения талибов из Афганистана и экспорта исламской революции, он снова пошел на сближение с Москвой, и в июне 2001 года Узбекистан присоединился к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Вспыхнувшие в мае 2005 года беспорядки в Андижане были подавлены властями с применением оружия, что вызвало гневную реакцию в США и странах Запада. Каримов увидел в этом попытку Вашингтона сменить режим в Узбекистане путем «цветной революции». Москва поддержала версию Ташкента об организации андижанских выступлений исламскими экстремистами, и вскоре РФ и Узбекистан подписали договор о союзнических отношениях, предоставлении России военных баз и объектов на территории республики, а американская база была закрыта. Ташкент присоединился к Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС), а его внешняя политика стала носить выраженный антиамериканский характер.

В целом, нельзя не отметить, что Узбекистану при Каримове удалось сохранить относительное спокойствие в стране, пережить экономические невзгоды 90-х годов и построить экономику, пусть и закрытую.

 

Неконституционный сценарий

После кончины первого президента Узбекистана многие зарубежные эксперты высказывали мнения, что в стране давно уже известны политики, которые смогут встать у руля государства. В числе наиболее часто называемых персон - председатель Службы национальной безопасности (СНБ) Рустам Иноятов, премьер-министр Шавкат Мирзияев и его первый заместитель и по совместительству министр финансов Рустам Азимов.

Директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин высказывал мнение, что предполагать варианты и механизмы смены власти достаточно сложно в силу закрытости узбекской политики и особенностей структуры местной политической элиты. Однако политолог полностью исключил реализацию так называемого азербайджанского сценария - передачи властных полномочий представителю семьи.

В качестве одного из возможных преемников, который директор КИСИ обозначил как «консенсусная фигурка», был назван премьер-министр страны Шавкат Мирзиеев.

Приход к власти Шавката Мирзиеева за рубежом назвали нечестным

Менее возможным вариантом ряд экспертов называли приход и укрепление во главе страны председателя верхней палаты узбекского парламента Нигматиллы Юлдашева.

Так и вышло. Председатель Олий Мажлиса Республики Узбекистан вскоре после своего назначения согласно Конституции страны отказался от прав, взяв самоотвод. В своей речи он сослался на то, что Мирзиеев имеет больше опыта работы в правительстве и более «близок к народу». А 8 сентября на совместном заседании обеих палат парламента временно исполняющим обязанности президента был назначен премьер-министр Узбекистана. Между тем за пределами государства подобное развитие событий хоть и было предсказуемым, но все же вызвало множество неодобрительных рассуждений, мол, премьер-министр пришел к власти неконституционным путем.

 

Главный фаворит

Ни для кого не секрет, что 59-летний политик стал главным фаворитом в борьбе за президентское кресло. Он занимал пост премьер-министра Узбекистана с 2003 года. А после смерти Ислама Каримова взял на себя организацию его похорон, что можно расценивать не только как заботу о покойном лидере, но и как некую претензию на власть. 

Шавкат Мирзиеев хочет продолжить политическую линию своего предшественника

Выборы президента Узбекистана состоятся 4 декабря. Выдвинуты четверо кандидатов: Шавкат Мирзиеев (УзЛиДеП), Сарвар Отамурадов (Национальное возрождение), Наримон Умаров (Адолат) и Хотамжон Кетмонов (НДПУ)

После своего избрания новоиспеченный врио дал ясно понять, что менять политическую линию своего предшественника он не собирается. Им было заявлено, что Узбекистан, как и прежде, не будет размещать на своей территории военные базы и вступать в международные военные блоки также не будет. В своей речи на совместном заседании палат Парламента Шавкат Мирзиеев приоритетным направлением развития внешней политики называл укрепление отношений со странами СНГ, в частности Россией. Кроме того, по его словам, Узбекистан заинтересован в дальнейшем укреплении всестороннего стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой как с близким региональным соседом и государством, играющим важную роль в решении региональных и глобальных проблем. Не забыл упомянуть врио и Соединенные штаты Америки, с которыми будет развиваться «взаимовыгодное и конструктивное сотрудничество».

Во внутренней политике врио президента подчеркнул необходимость сохранения межэтнического согласия, верховенства закона и «строгого соблюдения прав и свобод граждан», укрепление обороноспособности страны и неприкосновенность государственной границы.

- Мы будем и дальше всемерно укреплять наши Вооруженные Силы и органы правопорядка. Ни у кого не должно быть ни малейшего сомнения в том, что любые попытки внутренних и внешних сил посягнуть на суверенитет и независимость нашей страны будут жестко пресекаться, - заявил Шавкат Мирзиеев.

Из всего этого следует, что кардинальных перемен в политике государства не предвидится. Теперь же все внимание общественности будет приковано к выборам, которые состоятся 4 декабря. К слову, избирательная кампания уже началась. На заседании политсовета УзЛиДеП (Либерально-демократическая партия Узбекистана) выдвинута кандидатура Шавката Мирзиеева, а конкуренцию ему составит лидер «Национального возрождения» Сарвар Отамурадов.

Более молодой 43-летний визави Мирзиеева – не столь весомая фигура в стране. Отамурадов представляет партию, которая является второй по численности.

Также кандидатами в президенты были выдвинуты Наримон Умаров от социально-демократической партии «Адолат» («Справедливость») и председатель Народно-демократической партии Узбекистана (НДПУ) Хотамжон Кетмонов. К слову, последний на прошлых президентских выборах в марте 2015 года набрал 2,92 процента голосов. Тогда же его политструктура объявила себя оппозиционной парламентскому большинству.

Интересен тот факт, что участие в выборах не принимает министр финансов Рустам Азимов, которого также прочили в кандидаты на президентское кресло, ведь политик пользуется авторитетом как внутри страны, так и за рубежом. Его даже называли доверенным лицом покойного Ислама Каримова в кабмине.

Ряд узбекистанских экспертов считают, что сенсации на выборах не будет, и сценарий избрания Ислама Каримова повторится. Однако в такой же длительности пребывания у руля страны многие сомневаются. Все-таки в скором будущем Шавкат Мирзиеев разменяет седьмой десяток, и отработать третий и четвертый президентские сроки в преклонном возрасте ему будет нелегко.

 

Нерешенные проблемы

Перед новым президентом, имя которого мир узнает в декабре, будет стоять все тот же ряд проблем, что и при покойном Исламе Каримове. К примеру, безработица. По официальным данным, в стране чуть более 700 тысяч безработных из 13 миллионов трудоспособного населения. Эксперты называют совершенно другие цифры: до 40 процентов в сельской местности. В поисках лучшего заработка миллионы узбеков вынуждены работать в странах ближнего зарубежья, из них несколько сотен тысяч – в Казахстане. Помимо отсутствия достаточного количества рабочих мест есть еще несколько экономических проблем, таких как «черный рынок», уход от налогообложения и другие.

Безработными в Узбекистане являются порядка 700 тысяч населения

Другими проблемами, называемыми экспертами, является возможная активизация деятельности сторонников исламского радикализма, приграничные неурядицы с Кыргызстаном, проблемы с Таджикистаном, в частности связанные со строительством Рогунской ГЭС, и другие.

Как удастся новому лидеру Узбекистана противостоять укоренившимся проблемам, мир узнает совсем скоро.

Одно остается очевидным. Для Казахстана, как соседа в Центральной Азии, будет важно, чтобы политическая стабильность в Узбекистане сохранялась. Смена власти предоставляет возможность нового обсуждения решения вопросов безопасности в регионе и укрепление сотрудничества в водно-энергетической сфере.  


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"