Как в разных странах используют альтернативные источники энергии для нужд армии?

В ходе развития Вооруженных Сил особое внимание уделялось их оснащению новыми и современными образцами вооружения и военной техники. На сегодняшний день в Вооруженных Силах имеется большой парк военной техники, который требует большого расхода традиционного топлива (бензин, дизельное топливо, керосин и др.). Исследования, направленные на изучение опыта использования альтернативных видов топлива в армиях развитых государств и, показывают, что в свете опыта ведущих стран мира, в частности США, имеются все основания для развития в Казахстане на базе Вооруженных Сил альтернативных источников энергии.

В развитых странах с сильной армией начали уделять большое внимание применению жидкого биотоплива для дизельных и бензиновых двигателей внутреннего сгорания, как в чистом, так и в виде биодобавок к основному топливу. В связи с этим, в США, Швеции и Франции увеличивается производство биоэтанола, биодизеля и других видов биотоплива.

Главная цель этих инициатив – добиться энергетической независимости и достичь экономического эффекта за счет внедрения «зеленых» технологий. В связи с этим, наиболее оптимальной сферой внедрения «зеленых» технологий являются крупные государственные институты, предприятия, где потребление энергии является постоянным, функционирование которых может быть предсказуемое, а государство является основным потребителем их услуг.

Наиболее удачной областью применения технологий по производству и использованию альтернативных источников энергии в развитых странах выбраны вооруженные силы.

Одними из первых переход на новые виды топлива начали США. В этой стране с 1990 года работает специализированный научный центр – Институт политики вооруженных сил в области охраны окружающей среды. Основная задача института – оказывать содействие военным в разрешении политических и стратегических вопросов в области охраны окружающей среды, способных оказывать значительное влияние на объекты военной инфраструктуры и ведение боевых действий.

На основе выводов исследовательской деятельности института в конце 2009 года было выделено 2,5 миллиона долларов на строительство Центра топливных исследований для аэрокосмической отрасли, который предназначен для разработки топлива из альтернативного сырья. Главными требованиями, которые предъявляются к новому топливу – это его характеристики, не уступающие обычному топливу, отсутствие необходимости изменений конструкции техники, а также его цена. Именно ВВС США крайне заинтересованы в переходе на альтернативные виды топлива, поскольку, являясь крупнейшим в стране потребителем горючего, тратят на него колоссальные средства.

Опыт США перенимается в других развитых странах. В следующий закон о военной программе, который будет принят во Франции в 2017 году и будет предусматривать ориентиры развития армии на пятилетний период, планируется внесение положений о применении биотоплива, а также другие меры по снижению нагрузки на окружающую среду в результате деятельности вооруженных сил.

Немалую роль в этих инновациях играет и экономический фактор. Французские вооруженные силы тратят на оплату бензина, авиационного керосина и дизельного топлива крупные суммы – в 2014 году расходы по этой статье составили 500 млн евро. Военный моторостроитель Safran уже ведет разработку двигателей, которые будут работать с использованием значительной доли топлива, созданного на основе сахарного тростника.

В   этой связи, министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан сообщил, что его ведомство поставило себе целью добиться к 2020 году снижения потребления топлива и других видов энергии на 20%.

Шведская армия начала подготовку к переходу на военную технику, использующую восполняемые электроэнергию и биотопливо. «Первой ласточкой» в этом ряду станет бронеавтомобиль с проектным названием «Боевой ангел», использующий электроэнергию от солнечных батарей, а также биотопливо на основе этилового спирта. 

Эксперты отмечают, что данный процесс уже получил первые результаты. Таким образом, в США, а в ближайшей перспективе и в других странах, в особенности Северо-Атлантического союза, будет продолжаться активное освоение альтернативных источников энергии, направленных на снижение нефтяной зависимости, повышение уровня безопасности и автономности, а также сохранение окружающей среды.

Основной вопрос внедрения новых видов топлива – это процесс его производства. Сегодня уже разработан и применяется ряд технологий получения биотоплива. Как уже было сказано, во Франции предусмотрено производство биодизеля из сахарного тростника, произрастающего на подконтрольных французскому правительству территориях.

В    Швеции уже прошли успешные испытания использования биотоплива для летательных аппаратов. Так, в феврале 2017 года турбовинтовой самолет ATR 72-600 выполнил 600-километровый перелет из Стокгольма в Умео, чтобы испытать новое топливо. Оно на 55% состоит из традиционного авиатоплива и на 45% из переработанных пищевых жиров.

Естественно, дальше  всех  на  сегодняшний  день  в  развитии технологий получения биотоплива продвинулись США. Государственная поддержка «зеленых» нововведений в области энергетики позволила обеспечить условия для развития производства биотоплива из различных видов сырья. К примеру, компания «Дайнэмик Фьюэлс ЭлЭлСи», получившая государственный заказ для оборонной промышленности вырабатывает его из использованного растительного масла и жировых отходов мясной промышленности. Поставщик биотоплива для вооруженных сил США концерн «Солазайм» производит биотопливо из водорослей альгае. Биотопливо применяется как в смеси с обычным горючим, так и самостоятельно без необходимости внесения каких-либо изменений в конструкцию двигателей.

Кроме того, в США уже разработаны и применены на практике механизмы производства биотоплива из угля, пальмового и кукурузного масла, а также семян так называемого рыжика, растения семейства капустных, непригодного в пищу. Из сахаров, содержащихся в древесине, бумаге, траве и другом растительном материале, путем технологии ферментирования получается алкоголь, который становится основой для «алкогольного» авиационного топлива ATJ (alcohol-to-jet). Производством и поставкой его для ВВС США занимается американская компания «Gevo», получившая ещѐ в 2011 году контракт на поставку ежегодно 41,6 тысячи литров топлива ATJ.

Итак, мы видим, что уже налажена система производства биотоплива из различных видов сырья. Причем наибольшие успехи наблюдаются в США, то есть, там, где оказывается поддержка данной отрасли со стороны государства. Причем поддержка оказывается как финансированием научных исследований, так и размещением государственного заказа на производство биотоплива для нужд государственных институтов, в том числе Вооруженных сил.

Результатом такого широкого развития альтернативных источников энергии в США стало распространение использования биотоплива в вооруженных силах.

Таким образом, мы видим, что у развитых в экономическом отношении государств одним из перспективных направлений развития является альтернативные источники энергий. Путь к энергетической независимости развитые государства видят в практической разработке и внедрении технологий развития возобновляемых источников энергии.

На примере США в качестве поддержки развития «зеленой» энергии основным потребителем продукции новых технологий являются вооруженные силы. Силовые структуры этой страны являются, по сути, локомотивом внедрения биотоплива, площадкой для последующего развития альтернативных источников энергии в масштабах государства.

В Республике Казахстан также взят курс на развитие возобновляемых источников энергии. Не случайно наша страна организует международную выставку EXPO-2017, темой которого является «Энергия будущего». В Казахстане имеется вся необходимая законодательная база для развития «зеленой» энергетики.

В свете опыта ведущих стран мира, в частности США, имеются все основания для развития в Казахстане на базе Вооруженных Сил альтернативных источников энергии, в этой области проводятся исследования казахстанских ученых, которые рассматривают развитие возобновляемых источников энергий и возможные области их применения в ВС РК, а также в рамках нашего исследования, проводимых в НУО МО РК по производству и применению биотоплива в частях ВС РК, в качестве пилотного проекта.

В заключении необходимо отметить, что данное исследование в области альтернативных видов топлива в ВС РК, способствует повышению обороноспособности, тем самым обеспечивает надежную военную безопасность государства.

 

 

д.ф.(PhD) полковник Серикхан КОЖАХМЕТОВ,

д.ф.(PhD) полковник Константин БЕЛИКОВ,

докторант подполковник Жаксылык КЕМАЛ.

Национальный университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"