Информационная безопасность: состояние и перспективы развития в Казахстане

В настоящее время глобальные процессы информатизации охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Информация стала важнейшим ресурсом научно-технического и социально-экономического развития государства. Стремление к обладанию этим ресурсом привело к возникновению новой формы мирового соперничества – информационной.

Пытаясь добиться стратегического преимущества в новых геополитических условиях, военно-политическое руководство ведущих держав уделяют пристальное внимание информационной безопасности.

 

Стремительные темпы развития компьютеризации и информатизации общества ведут к созданию единого мирового информационного пространства, в котором аккумулированы все средства сбора, накопления, обработки, обмена и хранения информации.

 

В настоящее время информационные технологии внедряются и в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Это способствует повышению уровня информированности командиров и штабов о положении дел в подчиненных войсках, а также повышению качества принимаемых решений по управлению войсками.

 

Следовательно, в обеспечении информационной безопасности Вооруженных сил, других войск и воинских формирований важнейшим приоритетом является защита от проникновения в свои компьютерные сети, максимальное снижение информационного ущерба от использования перспективных сетевых технологий противником.

 

В Законе Республики Казахстан «О национальной безопасности РК» четко определены угрозы стране в информационной сфере, к числу которых относятся:

 

- нарушение целостности (искажение, подмена, уничтожение) информационных, программных и других ресурсов, а также фальсификация (подделка) документов;

 

- нарушение работоспособности (дезорганизация работы) информационных систем и сетей связи, блокирование информации,

 

нарушение технологических процессов, срыв своевременного решения задач;

 

-       киберпреступления с целью установления информационного доминирования;

 

-       информационно-разведывательные операции;

 

-       радиоэлектронная борьба с целью подавления (вывода из строя) технических средств связи и передачи данных.

 

Эти угрозы получили свою реализацию в активном и постоянно разрастающемся информационном противоборстве между отдельными странами, альянсами государств (в том числе военно-политических), а также между странами и террористическими организациями, которые в будущем вполне могут вылиться в глобальную информационную войну.

 

В этой связи, основными направлениями обеспечения информационной безопасности в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Казахстана являются следующие: постоянный анализ (мониторинг) и выявление угроз информационной безопасности, их источников, определение соответствующих практических задач; совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления; проведение сертификации программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации; совершенствование структуры органов обеспечения информационной безопасности и координация их взаимодействия; совершенствование приемов и способов обеспечения информационной безопасности; подготовка специалистов по информационной безопасности.

 

Объектами защиты от киберугроз в Вооруженных Силах нашего государства должны быть:

 

1) информационные системы и инфраструктура пунктов боевого управления, органов военного управления, соединений, воинских частей;

 

2) информационная инфраструктура, включающая системы обработки и анализа информации, технические и программные средства ее обработки, передачи и отображения;

 

3)  информационные вычислительные сети общего пользования –международные сети передачи данных, а также внутригосударственные информационные сети, сети связи, имеющие выход в Интернет;

 

4) объекты средств вычислительной техники, содержащие информационные ресурсы с ограниченным доступом, в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях в которых содержатся государственные секреты, представленные в виде документов и массивов информации, независимо от формы и вида их представления;

 5)  процессы   обработки   информации   в   автоматизированных системах управления — информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, технический персонал разработчиков и пользователей системы и ее обслуживающий персонал.

 Первоочередными объектами обеспечения информационной безопасности в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях, считаем, должны стать:

 1) информационная инфраструктура органов военного управления, соединений, воинских частей, а также организаций и научно-исследовательских учреждений, занимающихся оборонной проблематикой;

 2) информационный ресурс органов военного управления, соединений, воинских частей, предприятий оборонного комплекса, организаций и научно-исследовательских учреждений, занимающихся оборонной проблематикой;

 3) автоматизированные системы управления войсками и оружием;

 4) системы и средства связи, телекоммуникации оборонного назначения;

 5) системы и средства защиты информации военного назначения;

 6) образцы вооружения и военной техники, оснащенные средствами информатизации;

 7) военнослужащие, допущенные к сведениям, составляющим государственные секреты.

 Для обеспечения информационной безопасности в Вооруженных силах необходимо определить основные задачи в этой сфере: выявление и устранение угроз информационной безопасности и их источников; развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности в органах военного управления, соединения, частях и учреждениях; разработка основных направлений военно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности; совершенствование нормативно-правовой базы по обеспечению информационной безопасности в военной сфере; координация деятельности органов военного управления в области информационной безопасности; организация и обеспечение защиты информации с использованием средств защиты информации, в том числе криптографических; разработка и реализация целевых программ, направленных на обеспечение информационной безопасности в военной сфере; совершенствование системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации; совершенствование системы лицензирования деятельности органов военного управления, объединений, соединений, частей и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с созданием средств защиты информации; эффективное противодействие угрозам информационной безопасности в военной сфере; выявление, предотвращение и ликвидация последствий информационных воздействий, вызывающих утечку, перехват, уничтожение, искажение информации или сбои в работе информационных объектов; совершенствование приемов, способов, методов и средств защиты информационных объектов от негативного информационно-технического и информационно-психологического воздействия; разработка научно-практических основ обеспечения информационной безопасности в военной сфере; совершенствование системы подготовки кадров.

 Кроме того, требуется решение вопросов совершенствования системы по подготовке кадров в области информационного противоборства, в том числе обеспечения информационной безопасности и защиты государственных секретов. Для этой цели необходимо использовать возможности осуществляемой в рамках ОДКБ совместной подготовки военных кадров, а также потенциал ведущих военных и гражданских вузов Казахстана.

 Немаловажным является также вопрос совершенствования учебных программ высших военных (специальных) учебных заведений страны по информационному противоборству, вопросам информационной безопасности и защиты государственных секретов.

 Таким образом, создание единого глобального информационного пространства, являющееся естественным результатом развития мировой научно-технической мысли и совершенствования компьютерных и информационных технологий, создает предпосылки к разработке и применению информационного оружия.

 В связи с этим, перед ВС РК остро встает проблема обеспечения информационной безопасности, которая затрагивает всю организацию любого органа управления войсками, изменяя его стратегию, структуру, компоненты, и требует постоянного совершенствования навыков руководящего состава, а также других действий по гарантированному обеспечению военной безопасности государства.


полковник Берик КУЛПЕНДИЕВ,

полковник Серик ТЛЕУЛЕСОВ,

капитан Харис ВАФИН,

сержант Малике КАЖИМАНОВА,

Национальный университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации, город Астана, Республика Казахстан


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"