Театр войны между горных хребтов

Специфика ведения боевых действий в горно-пустынной местности на примере войны в Афганистане

Ровно 27 лет назад, 15 февраля 1989 года завершился вывод Ограниченного контингента советских войск из Афганистана, закончилась 10-летняя кровопролитная война. В этот день традиционно вся общественность воздает дань глубокого уважения воинам, достойно исполнявшим служебный долг за пределами Родины. Однако знаменательная дата – это еще и повод взглянуть на военный конфликт с тактической точки зрения.

Афганская война продемонстрировала то, что залог успешных боевых действий заключается не только в умении метко стрелять и самоотверженно воевать, но и в партизанских хитростях в симбиозе с природой – с одной стороны баррикад, в умении всеми способами адаптироваться к реальным условиям боя, совершенствовать штатное вооружение чуть ли не по ходу сражений – с другой.

 Непокоряемые земли

Известные военные стратеги сошлись во мнении, что территорию Афганистана невозможно контролировать. И далеко не последнюю роль в непокоренности жаркой страны сыграли сложные ландшафтно-климатические условия: 70 процентов территории страны занимают горы со скудной растительностью, нагромождения скал и камней крайне затрудняют обнаружение наземных целей с воздуха, горный рельеф создает возможности для засад «на любой вкус». На руку противникам сыграла и практически круглогодичная жара (до 50 градусов). В афганской войне такие «козыри» позволяли мелким группам моджахедов без труда находить удобные позиции для обстрела, а затем и надежные убежища в горных долинах. 

Доскональное знание местности и приспособленность к погодно-климатическим условиям вкупе с ведением партизанской войны давало моджахедам преимущество даже над превосходящими по количеству силами соперника.

Не вдаваясь в подробности и причины войны в Афганистане, можно смело сказать, что после введения войск Советский союз все сильнее втягивался в боевые действия, которые вскоре зашли в тупик. Несмотря на проведение регулярных операций по очистке различных районов страны от повстанцев, моджахеды возвращались вновь на проигранные земли. Тактика душманов носила ярко выраженный партизанский характер.

 

Вертолетная война

На тактику моджахедов оперативно реагировать с воздуха можно было только с помощью вертолетов, ведущую роль среди которых сыграли Ми-24 и Ми-8. Ценность данного вида техники невозможно переоценить: огневая поддержка наземных подразделений, высадка десанта, доставка продовольствия и многое другое.

И если в первые годы войны «геликоптеры» особого сопротивления не испытывали, то в середине 80-х потери воздушной техники значительно увеличились.

- Перекочевавшая» из Египта «Стрела» вместе со стрелковым оружием использовались в начале войны, позже появилась «Стрела -3», которая могла стрелять на встречном курсе, - вспоминает полковник запаса Мухамедкали Казамбаев. - Позже у душманов стали появляться американские «стингеры», от которых было уйти тяжелее. Снаряды попадали под хвостовую балку вертолета, поэтому шансов выжить у экипажа практически не было.

Популярным тактическим приемом по уничтожению советских вертолетов стала стрельба «в спину»: вооруженный гранатометом моджахед позволял «вертушке» пролететь над головой, открывал огонь по удаляющемуся вертолету, а затем исчезал в ландшафте. Учитывая эту тактику, в 80-х в небе появились вертолеты с пулеметами для стрельбы назад.
- На вертолеты Ми-8Т и Ми-8МТ на задних створках устанавливался пулемет ПКТ, правда, эффективность этого новшества была небольшая. В качестве противодействия гранатометам «Стрела» часто использовались тепловые ловушки, - рассказал полковник запаса Мухамедкали Казамбаев.

В числе сложностей при ведении воздушного боя в горной местности Афганистана бывший пилот Ми-8 назвал вероятность возникновения облаков, погрешности показаний приборов, вызванные так называемым «горным эффектом», перепады температуры в дневное и ночное время, которые чреваты обледенением лопастей несущего винта, двигателя. Кроме этого, существовала угроза песчаных бурь.


- В 1980 году разведывательный батальон попал в засаду в горном ущелье. Перед нашим экипажем стояла задача – доставить ребятам боеприпасы, чтобы они продержались ночь до прихода подмоги. В сложных условиях полета: при плохой видимости, заставляющей лететь со скоростью 60 километров в час, и осевой обдувке винта боеприпасы были доставлены. За счет них ребята и выжили, но тогда мы потеряли около 70 человек, - продолжил полковник запаса.

Учитывая универсальность ведения боя, вертолеты в тактическом плане были главной «головной болью» моджахедов и, следовательно, приоритетными целями. На фоне растущего уровня противовоздушной обороны противника – появления все более мощных и дальнобойных гранатометов, конструкторская мысль не стояла на месте -  подверглась модификации базовая версия Ми-24. Вертолет оснастили подвижной установкой УСПУ-24 с четырехствольным 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12, ПТУР и блоками вооружения с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) различных типов. И даже с таким букетом огневой мощи вертолеты все чаще исчезали с радаров.

- С 1980 года на пилонах начали устанавливать пулеметы ПКТ слева и справа, на носу – пулемет ПКТ. В дверях грузовой кабины вертолета Ми-8 на растяжках устанавливали гранатомет АГС, применение которого отличалось высокой эффективностью, в частности, при работе в «зеленке», так как гранаты взрывались в воздухе и охватывали большую площадь поражения, - рассказал Мухамедкали Казамбаев.

По его словам, в ходе войны на вооружение встали более мощные вертолеты Ми-8МТ, которые позволяли, что называется, «на одной ноге» забрать раненных, высаживать пассажиров или груз и благополучно покидать поле боя.

Отдельного внимания заслуживает выработанная тактика взаимодействия вертолетов и наземной силой. Пехота и техника выгоняли моджахедов на равнину и другую открытую местность, где последних настигали атаки «вертушек».

- На войне нужно избегать шаблонных действий и искать новые, чтобы выжить. Мы никогда не летали по одному пути два раза. Если утром пролетел по одному маршруту, то возвращаться нужно по другому, - отметил полковник запаса.

Истребительная и бомбардировочная авиация во время афганской войны также имела ряд отличительных особенностей. Помимо авиаударов с пикирования применялась сложная схема «карусель», при которой несколько самолетов заходят для бомбардировки по спирали, непрерывно атакуя цель, а также бомбометание с кабрирования. Последний метод требует точных координат цели и заключается в том, что бомбардировщик сбрасывает снаряды в момент набора высоты. Бомбы за счет инерции перелетали через горный хребет и поражали цели. Подобный способ бомбардировки позволяет самолету находиться вне зоны действия вражеских ПВО.

Импровизируй, приспосабливайся, преодолевай!

Именно эти слова звучат лейтмотивом выживания для советских солдат в далеком Афганистане. Раскаленный воздух, жара, безлесные земли -  враждебно настроенная природа даже без войны создавала тяжелейшие условия для выживания.

Казахстанец Игорь Глущенко служил в Гвардейской 103-й воздушно-десантной дивизии, саперном батальоне, взводе спецминирования. Свой воинский долг он выполнял в самом Кабуле с 1984 по 1986 годы.

- Чтобы хоть как-то противостоять афганской жаре, мы носили с собой минимум две фляжки, часто кипятили воду с верблюжьей колючкой. Такой способ не только хорошо утолял жажду, но и дезинфицировал воду, которую, кстати, приходилось экономить, - рассказал ветеран войны в Афганистане.

Проблема с обувью – отдельная тема. Для пересечения горной местности Афганистана солдатские берцы не подходили, поэтому и здесь бойцы применяли, как сейчас модно говорить, лайфхаки. И если в современном понимании этот термин обозначает способ облегчения жизни, то в то время – обязательное условие выживания.

- Тяжесть ботинков замедляла передвижение, поэтому мы надевали кроссовки или, если получалось, забирали у душманов горные ботинки в качестве боевых трофеев. Они сделаны из кожи буйвола и имеют каучуковую подошву, - рассказал Игорь Глущенко.

Еще одним средством адаптации стало использование манжетов, которые нашивали на ботинки для того, чтобы в них не попадали мелкие камни и песок.

Что касается оружия, то из-за особенностей ландшафта афганских земель некоторые виды техники оказались малополезными. Так, например, у артиллерийских систем - 85-мм полевых пушек Д-44 был недостаточный для действий в горах угол подъема, поэтому их заменили более мощными 122-мм пушками Д-30, а позднее — самоходными 2С1 «Гвоздика». 

Устаревающие виды оружия заменялись новыми: миномет БМ-37 , несмотря на его удобство использования, был заменен более новый 1Б14 «Поднос».

- Десантно-штурмовые подразделения очень ценили РПГ-18 «Муха», которые показали свою исключительную полезность в бою. РПГ-7 использовали нечасто, - отметид Игорь Глущенко.

К слову об РПГ… Немало урона нанесли используемые повстанцами гранатометы и другие противотанковые средства. Именно использование ручных гранатометов зачастую решало ход боевых действий в высокогорье и горных долинах. Наибольшую массовость тогда получил ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7.


Как показывает анализ боевых действий в Афганистане, если в начале 80-х годов плотность РПГ составляла один гранатомет на 8-12 человек, то к концу десятилетия каждая организованная боевая группа в составе 25-30 человек имела на вооружении 4-6 ручных гранатомета.

Защитить боевую технику и уменьшить людские потери помогли инженерные решения и элементарная смекалка солдат. Сбоку на БТРы крепились продолговатые ящики от снарядов системы «Град», наполненные песком. Их также помещали на башне или на броне танков и другой техники, чтобы погасить пожар в случае возгорания в моторном отделении. 

Проблему защиты техники от РПГ решали и заводские конструкторы: на танках усиливали дно и защиту башни, некоторые боевые машины обшивали дополнительными листами брони. 

Немало примеров «лайфхаков» было применено советскими солдатами. Так, например, при разрыве итальянских мин и различных фугасов у танков выбивало около десятка траков и гнуло балансир. Но эта проблема не поставила танкистов в тупик. Они научились в полевых условиях чинить траки и балансиры. Если же деталей не хватало, то катки переставляли и укорачивали гусеницы.

Немало различных видов вооружения было впервые применено и апробировано в этой войне. Так, например, впервые на стрелковом оружии — автоматах АКМ, АКМС, АК-74 и АКС-74 - использовали 40-мм подствольные гранатометы ГП-25.

Также впервые в Афганистане прошли боевые испытания автоматические минометы 82-мм 2Б9 «Василек» и 120-мм «Нонна» на базе боевой машины десанта (БМД).

- Мы занимались тем, что испытывали новые образцы минно-взрывной техники: «Охота-2», новые взрыватели, новые системы автоматического минирования. Все это было впервые использовано в боевой обстановке, - рассказал Игорь Глущенко.

Сегодня военные тактики отмечают, что власти СССР не учли особенности географических и климатических условий местности. Большая часть потерь, которые понес Ограниченный контингент, приходилась не на прямые столкновения с противником, а на засады моджахедов и удары по изолированным базам и постам. С точки зрения тактики, все это не могло произойти на открытой и равнинной местности, где при отсутствии авиации, танков и тяжелой артиллерии у душманов, окончательная победа над повстанцами не заставила бы себя ждать.

Тем не менее, советские солдаты продемонстрировали поразительную изобретательность в инженерно-техническом плане и приспособляемость к непривычным условиям войны. Специфика войны в горно-пустынной местности пошатнула незыблемые методы ведения боя, и без преувеличения можно сказать, что навсегда изменила тактику ведения сражений.


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"